Трамбицкий Виктор Николаевич

род. 12 февр. 1895 в Брест-Литовске, ум. 13 авг. 1970 в Ленинграде.

Композитор.

Засл. деят. иск. РСФСР (1946). Окончил Муз. училище РМО в Вильнюсе.

С 1915 брал уроки композиции у В. П. Калафати в Петрограде, в 1917—1919 учился у него в Петрогр. конс. (одновременно занимался на юридич. ф-те ун-та). В 1917—1919 инструктор и организатор концертов Муз. отдела Наркомпроса.

В период учебы работал в студии В. Э. Мейерхольда, писал музыку для массовых празднеств в Петрограде.

С 1919 дирижер и муз. рук. передвижных театр. коллективов.

С 1925 в Свердловске.

В 1930—1933 организатор и ст. редактор муз. радиовещания.

В 1944—1948 председатель Свердловского отд. Союза композиторов, в 1960—1968 секретарь правления Союза композиторов РСФСР. В 1936—1961 преподавал композицию и муз.-теоретич. предметы в Свердловской конс. (с 1939 проф., с 1944 зав. кафедрой).

С 1961 жил в Ленинграде.

Автор статей в периодич. и книжных изданиях, в т. ч. "О народности" (СМ, 1953, № 4), Полифоническая основа русской песенной гармонии (в сб.: Советская музыка. — М., 1954), "Плагальность и родственные ей связи в русской песенной гармонии" (в сб.: Вопросы музыкознания.

Вып. 2. — М., 1955), "Гармонические системы семиступенных звукорядов, применяемых в русской песне" (в сб.: Научно-методические записки Уральской гос. консерватории.

Вып. 1. — Свердловск, 1957), "Возможности троретического музыкознания" (СМ, 1957, № 2), "Значение замысла" (там же, 1959, № 2), "О "фразе" в опере" (там же, 1960, № 11), "Труд исторического значения" (об "Основах оркестровки" Н. А. Римского-Корсакова; там же, 1969, № 3), "Как же готовить оперную премьеру?" (там же, 1969, № 10). Соч.: оперы — Карнавал жизни (Бианка. 1921, Краснодар), Овод (либр. собств., 1929. Свердловск), Гнев пустыни (либр. собств., 1930), Великий путь (либр. собств., 1932, Свердловск), Орлена (1935, Свердловск: 2-я ред. — За жизнь, 1938. там же), Гроза (1943, там же 2-я ред. 1957), Дни и ночи (1950), Кружевница Настя (либр. К. Паустовского совм. с Трамбииким; 1963, Ленинград), Память сердца (1968); для тенора, хора и оpк. — сюита "Спите, любимые братья" (сл. С. Есенина, 1970); для оpк. — Симфония памяти Н. А. Островского (1945), симф. поэмы: Весна (1926), Капитан Гастелло (1943), симф. сюита "В пути" (1932), Симф. этюды-картины (1954), Два симф. эскиза на татарские темы (1933); для скр. и оpк. — Концерт (1920), Фантазия на уральскую нар. тему (1942); Сюита для струн. квартета (1925); для ф-п. — прелюдии (1920), Из детской жизни (1935), Хороводы (1937—1965); для голоса и ф-п. — вок. циклы: Северные сказы (на тексты нар. сказителей, 1941), Из военной лирики (сл. Е. Винокурова, 1950), Из неоглядных далей (сл. М. Дудина, 1969), Сердце женское с тобою (сл. О. Берггольц, А. Ахматовой и др., 1970), Три романса на cл. С. Есенина (1969), Четыре романса на cл. А. Ахматовой (1970); обр. рус. нар. песен; музыка для драм. т-ра.