Туполев Андрей Николаевич

[р. 29 окт. (10 ноября) 1888] — сов. авиаконструктор, акад. (с 1953; чл.-корр. с 1933). Генерал-лейтенант инженерно-технич. службы, Герой Социалистич.

Труда (1945). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1933). Деп. Верх. Совета СССР 3—5-го созывов.

В 1909 поступил в Моск. высшее технич. училище (МВТУ), где стал одним из ближайших учеников H. E. Жуковского.

По поручению Жуковского, еще будучи студентом, Т. проектировал первые аэродинамич. трубы. Наряду с занятиями в аэродинамич. лаборатории Т. участвовал в работах воздухоплавательного кружка при МВТУ, проектировал и строил учебные планеры, на одном из к-рых сам осуществлял полеты.

По окончании в 1918 МВТУ совм. с Жуковским принимал участие в организации Центрального аэрогидродинамич. ин-та (ЦАГИ); в 1918—35 — зам. начальника ЦАГИ. В 1922 в составе ЦАГИ сформировалось конструкторское бюро под руководством Т., к-рое начало свою работу проектированием и постройкой одноместного самолета АНТ-1, выполненного в основном из дерева.

В 1923— 1924 Т. работал над созданием и освоением для самолетостроения нового металла — дюралюминия.

Он построил аэросани, глиссер, двухместный самолет АНТ-2, выполненные целиком из дюралюминия, и на этих машинах проверил эксплуатационные преимущества нового материала.

Т. является основоположником металлич. самолетостроения в СССР. Переход на металлич. самолетостроение, обеспечивая возможность массового изготовления машин, потребовал коренного изменения приемов конструирования и технологии постройки самолетов, в чем большую роль сыграли работы Т. и его сотрудников.

Под его руководством спроектировано и построено более 100 различных типов самолетов, из к-рых значительное число вошло в серийное произ-во. Помимо создания многоместных пассажирских самолетов, Т. принадлежит заслуга в разработке средних и тяжелых бомбардировщиков, в большинстве своем значительно превосходивших по летно-технич. данным соответствующие образцы зарубежной техники.

Из всех созданных Т. конструкций особенно широко известны ТБ-1, АНТ-9, ТБ-3, АНТ-25 (РД), ТБ-7, СБ, ТУ-2, ТУ-4, ТУ-104, ТУ-114. На самолетах, сконструированных Т., был проведен целый ряд перелетов по СССР, Европе и в Америку (перелеты В. П. Чкалова и M. M. Громова через Сев. полюс на самолете АНТ-25), были осуществлены высадки ряда полярных экспедиций на дрейфующие льдины, спасение экипажа парохода "Челюскин" (1934) а много др. важных заданий.

Во время Великой Отечественной войны 1941—45 самолеты Т. использовались для поражения военных объектов на дальних расстояниях.

Большое значение в истории авиации имеют созданные под руководством Т. самолет "Максим Горький" (1934), в конструкции к-рого исключительно смело были решены вопросы увеличения размеров и тоннажа машины, и скоростной бомбардировщик (СБ), к-рый для того времени дал небывалый скачок в бомбардировочной авиации по скорости.

ТУ-104 (1955) является одним из лучших современных пассажирских реактивных самолетов.

Крейсерская скорость полета — 800 км/час. Кабина самолета герметически закрыта, что позволяет использовать высоту полета в 10 000 м. Дальнейшим развитием этого типа самолетов явился комфортабельный многоместный (170) пассажирский самолет ТУ-114 (1956) с турбовинтовыми двигателями.

Значителен вклад Т. в авиационную науку. Продолжая работы H. E. Жуковского, он разрабатывал основы аэродинамич. расчета самолета, теорию расчета на прочность и др. Помимо конструирования самолетов.

Т. создал ряд типов военно-морских торпедных катеров.

Лауреат Сталинских и Ленинской (1957) премий.

Туполев, Андрей Николаевич (10.09.1888—23.12.1972) — патриарх советской авиации, ученик проф. Н. Е. Жуковского, знаменитый авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии (1956), академик АН СССР. Родоначальник советского флота торпедных катеров (ТК). Под его руководством в предвоенные годы были созданы катера: АНТ-3, АНТ-4 (Ш-4 первый советский серийный ТК), АНТ-5 (Г-5), Г-6, Г-9, Г-10. Разработал несколько моделей аэросаней.

В 1937—1941 гг. находился в заключении в ЦКБ-29 НКВД. Основное место в его творчестве занимала авиация.

Под его руководством были созданы самолеты: АНТ-1, -2, -3 (Р-3), -4 (ТБ-1), -5 (И-4), -6 (ТБ-3), -7 (Р-6), -8 (МДР-2), -9, -10 (Р-7), -11 (МТБТ), -13 (И-8), -14, -16 (ТБ-4), -20 ("Максим Горький"), -21 (МИ-3), -22 (МК-1), -23 (И-12), -25 (РД), -27 (МДР-4), -31 (И-14), -35 (ПС-35), -36 (ДБ-1), -37 (ДБ-2), -40 (СБ), -41 (ПС-41), -42 (ТБ-7), -43, -44 (МТБ-2), -46 (ДИ-8), -58 ("103"), Ту-1, -2, -4, -6, -8, -12, -14, -16, -22, -22М, -70, -75, -80, -85, -91, -95, -96, -104, -107, -110, -114, -115, -116, -124, -126, -128, -134, -142, -144, -154 и др.; беспилотные аппараты: Ту-121, -123, -139, -141, -143. Туполев, Андрей Николаевич Род. 1888, ум. 1972. Авиаконструктор, создатель самолетов АНТ-25, Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ту-154 и др. Лауреат Государственной премии СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), Ленинской премии (1957). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). С 1953 г. действительный член АН СССР. В 1937—41 гг. подвергался репрессиям.