Тур Евгения

— псевдоним графини Салиас-де-Турнемир (см.), урожденной Сухово-Кобылиной. {Брокгауз} Тур, Евгения [1815—1892] — псевдоним писательницы Евгении Васильевны Салиас-де-Турнемир.

Род. в Москве, в семье помещика Сухово-Кобылина; получила блестящее по тому времени образование.

Брат Т. был писателем (А. В. Сухово-Кобылин), а также и сын (Е. А. Салиас).

Т. начала свою литературную деятельность на страницах "Современника" ("Ошибка", 1849; "Долг", 1850). Повести Т. пользовались успехом (см. статью И. С. Тургенева в "Современнике", 1852, № 1). В этих повестях Т. изображала жизнь и быт аристократического, а также беднейшего, разоряющегося дворянства.

Т. проводила передовые взгляды на воспитание и образование женщины, критически относилась к великосветскому быту, чопорному, закостенелому, симпатии ее на стороне бедных, умных, честных девушек, стойких в своих привязанностях ("Ошибка". "Племянница", 1851). Подъем революционного движения в 50-х гг. напугал Т., как и других дворянских либералов; она навсегда порывает с "Современником" (с конца 1851) и со своими прежними взглядами.

Позже Т. печаталась в "Отечественных записках" (повести "Две сестры", 1851, "Заколдованный круг", 1854, "Цветочница", 1859), в "Библиотеке для чтения" (роман "Три поры жизни", 1853; отп. полностью, М., 1854), а затем в катковском "Русском вестнике", где была заведующей беллетристическим отделом (повести "Старушка", 1856, "На рубеже", 1857). В соответствии с поворотом к реакции Тур в своих повестях отходит от реалистических тенденций.

Этот период лит-ой деятельности Т. получил справедливую суровую оценку со стороны Н. Г. Чернышевского в рецензии на роман "Три поры жизни" ("Современник", 1854, № 5 и 7). С конца 50-х гг. Т. отошла от художественной деятельности и написала ряд критических статей в журналах "Отечественные записки", "Северная пчела", "Русская речь", в газете "Голос" и др. Эти статьи не имели серьезного значения.

С конца 60-х гг. до конца своей жизни Т. отдалась исключительно детской литературе ("Катакомбы", М., 1866, "Семейство Шалонских", СПб, 1880, "Княжна Дубровина", Москва, 1887, и др.). Повести для детей Т. насыщены романтикой, мистикой, религиозной экзальтацией, далеки от реальной жизни. Библиография: I. Повести и рассказы, 4 тт., М., 1859; отд. более поздние произведения см. ниже в "Словаре" H. H. Голицына и в "Обзоре" Д. Д. Языкова. II. Кроме упомянутого: Чернышевский Н. Г., Об искренности в критике, "Современник", 1854, № 7 (перепеч. в кн.: Полн. собр. соч. Н. Г. Чернышевского, изд. М. Н. Чернышевского, т. I, СПб, 1906); Языков Д., Литературная деятельность тр. Е. В. Салиас, "Исторический вестник", 1892, V; Козмин Н. К., Н. И. Надеждин и Е. В. Сухово-Кобылина (Евгения Тур), "ЖМНП", 1906, кн. 2. III. Голицын H. H., Библиографический словарь русских писательниц, СПб, 1889; Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включ., ч. II, СПб, 1902; Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов рус. писателей и писательниц, вып. 12, СПб, 1912. А. Н. {Лит. энц.}