Турчанинов Петр Иванович

— протоиерей, один из самых видных русских духовных композиторов (1779—1856). Сын киевского дворянина, воспитывался в Киевском народном училище.

Был полковым певчим, потом учился у Сарти и Веделя; руководил хорами в Киеве и Севске; в 1803 г. принял сан священника.

В 1809 г. Т. был вызван в Петербург и назначен регентом митрополичьего хора, позже учителем пения в хоре придворной певческой капеллы; участвовал в разных комиссиях по разработке и изданию духовных музыкальных сочинений.

Панихидное пение, употребляемое повсеместно, написано почти все Т. Для хора Сергиевской пустыни Т. написал много оригинальных произведений.

Духовно-музыкальные сочинения Т., строгого чистого стиля, певучие и задушевные, сделались достоянием всего православного мира и считаются образцами духовной музыки.

Он был одним из первых обративших внимание на сопровождение древних напевов, подходящее к их характеру.

Все сделанные им переложения при сохранении основной мелодии в гармоническом отношении отличаются величественностью и простотой.

Самые выдающиеся переложения Т. — "Тебе одеющагося", "Да молчит всякая плоть", ирмосы великого четверга и великой субботы.

Н. С. {Брокгауз} Турчанинов, Петр Иванович — род. 1779, ум. 1856, духовный композитор; мальчиком пел в киевском хоре ген. Леванидова, где его слышал кн. Потемкин, взявший его в СПб. учиться к Сарти. В 1792 Т. возвратился в хор Леванидова, бывший тогда под управлением А. Л. Веделя (см.). Впоследствии Т. был регентом хора киевского градоначальника Теплова и Севского архиерея Досифея.

В 1803 рукоположен во священника, в 1809 перемещен в Гатчину, откуда перешел на должность регента СПб. митрополичьего хора. С 1827 был учителем пения в придворной капелле; с 183 состоял протоиереем различных дворцовых церквей до отставки в 1841. Заслуга Т. — в гармонизации древних мелодий церковных книг В свое время Т. стоял во главе особого направления в гармонизации; отличительными особенностями как этого направления, так в частности переложений Т. служат: 1) предпочтение широкого голосоведения; 2 передача основной мелодии второму голосу, альту, и иногда басу; 3) введение симметричного ритма в мелодию песнопений, написанную в ритме несимметричном; 4) сохранение подлинных интервалов мелодии, за немногими исключениями, когда являются знаки повышения или понижения.

Это сохранение подлинной церковной мелодии, ясная и простая гармонизация (правда, несколько однообразная), умелое голосоведение придают переложениям Т. высокое значение, почему они ценились не только современниками, но и до сих пор не теряют своего значения.

Сочинения Т. изданы в 4-х книгах и заключают в себе 15 №№ трехголосных песнопений, а остальные — четырехголосные: херувимские песни (5 №№), задостойники, каноны, догматики и отд. песнопения.

Сохранилась автобиография Т., напечатанная в "Домашней Беседе", 1863, и отд. (П.). {Риман}