Унковский Николай Владимирович

[ок. 1857 Калуж. губ. — 13(26).6.1904, Калуга] — арт. оперы (драм. баритон), режиссер, антрепренер, пелагог.

Род. в дворянской семье. В 1876 окончил петерб.

Морское уч. ще (был произведен в мичманы).

Одновременно обучался пению в частной муз. школе А. Евгеньева у О. Палечека.

В 1876 участвовал в 1-й пост. оперы "Сын мандарина", в к-рой исп. партию Зай-Санга (любительский спектакль в доме командира гвардейского экипажа Д. Головачева).

В 1879 выступил в партии Мефистофеля ("Фауст") в благотворительном спектакле в Туле. В 1878—80 вольнослушатель Петерб. конс., где обучался пению у К. Эверарди.

Уйдя в отставку, в 1880 уехал в Пензу, где преподавал пение. В 1884—87, (антр. П. Медведева). 1890—91 и 1893—94 выступал в Казанской опере (дебютировал в партии Валентина — "Фауст"). В 1887—88 солист петерб.

Мариинского т-ра (дебютировал в партии Эскамилио затем выступал и одновременно работал режиссером в Саратов, опере. В 1892—99 возглавлял в Саратове Товарищество рус. оперных артистов, с к-рым гастролировал в Казани (май 1893; сентябрь—октябрь 1894), Самаре (1895; здесь его слушал М. Горький) Н. Новгороде (1893), Уфе, Симбирске.

Оренбурге, Ярославле, Пензе. Москве (1895), Рыбинске и Opле (1898). в 1899, продав свое имение в Тульской губ., купил пароход и баржу и превратил ее в "Оперный плавучий т-р Н. В. Унковского", расширил труппу до 70 человек и курсировал на пароходе от Казани до Архангсльска Осуществил первую в Саратове постановку "Пиковой дамы" совместно с дирижером И. Палицыным.

Обладал мощным голосом приятного тембра и ярким драм. дарованием. "Унковский был любимцем саратовской публики.

В чем бы он ни выступал, везде ждал его триумф... Голос его, драматический баритон— странный, "двухэтажный", я бы сказал, голос: центра его был мощный, а верха, начиная с ми, узкие и задавленные точно шею ему во время пения давил туго затянутый галстук.

Но Унковский был актером большой сценической и музыкальной культуры.

Все у него в парта было экспрессивно и оправданно.

Он сам при исполнении своих партий и при постановке опер широко умел пользоваться литературным, историческим и иконографическим материалом" (Н. Боголюбов)*. 1-й исп. партий: в Саратове и Казани-Елецкого ("Пиковая дама"), в Москве — Муция ("Песнь торжествующей любви" В. Гартевельда); в Казани и Н. Новгороде — Иуды ("Маккавеи"). Лучшие партии Руслан, Князь Игорь, Демон ("Демон" А. Рубин-штейна) Петр ("Вражья сила"), Кочубей, Онегин, Иуда, Амонасро.

Ренато, Нелюско, Тонно, Эскамилио, Вольфрам.

Др. партии: Елецкий, Вязьминский, Мизгирь ("Снегурочка"); Оберталь, Невер, Барнаба, Сильвио.

Партнеры: М. Будкевич, М. Инсарова, Ю. Закржевский, О. Соколова-Фрелих.

Пел п/у Н. Алмазова, И. Палицына, Б. Плотникова, И. Труффи.

Вел пед. деят-сть в Москве, Пензе, Калуге (здесь в 1901 открыл курсы пения и оперные классы).

Лит.: Горький М. Между прочим // Самарская газета. 1895. № 153. С 2; Лапенков А. Н. В. Унковский // Театр и искусство. 1904. № 28; 11. В. Унковский. (Некролог) // Петерб. дневник театрала. 1904. № 30. С. 7; Боголюбов Н. Н.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 27— 28, 29, 43; Из музыкального прошлого: Сб. статей / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс.

Т. 1. — М., 1960. С 207, 209—212, 267—268, 271. УСАТОВ Дмитрий Андреевич, 10(22).2. 1847, под Петербургом — 10(23).8.1913, Ялта — арт. оперы (лирмко-драм. тенор), камерный певец, антрепренер и педагог.

Род. в семье крепостного графа Н. Шереметева, в детстве пел в его хоре. В 1868—73 обучался пению в Петерб. конс. (кл. П. Репетто и К. Эверарди), к-рую окончил с малой серебряной медалью.

На оперной сцене дебютировал в Харькове, затем пел в Киеве (сезон 1873/74 и в 1876, 1879), в 1875—78 и 1901—в Казани (здесь же организовал оперное товарищество, силами к-рого в 1878 была поставлена опера "Нижегородцы"). Выступал также в Н. Новгороде, Саратове (антр. П. Медведева), Астрахани и др. городах.

В 1880—89 пел в моск. Большом т-ре (дебютировал в партиях Фауста — "Фауст" и Радамеса).

Обладал ровным приятным по тембру, хорошо обработанным, но не сильным голосом (иногда с горловым оттенком), владел фальцетом.

Известный муз. критик С Крутиков писал: "Усатов — наш лучший тенор, умело пользующийся некоторыми приемами итальянских певцов.

Очевидно, Усатов много и усердно работал над своим голосом.

Мы помним его только что вышедшим из Петербургской консерватории.

Какой у него был тогда жидкий, дряблый и как бы разбитый тенорок.

Трудно было предположить, что с таким голосом можно было достичь таких блестящих результатов" (Искусство. 1883. № 2. С 23). 1-й исп. партий: Андрея ("Мазепа" П. Чайковского), Педро ("Уриель Акоста"), Вакулы ("Черевички"); в Большом т-ре — Ленского ("Евгений Онегин"), Елеазара ("Маккавеи"), Невзгоды-Куратова ("Нижегородцы"), Беппо ("Корделия", 1-я ред.). Князя ("Тамара"), Фауста ("Мефистофель"). Тамино ("Волшебная флейта"), Альмавивы ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Иоанна Лейденского ("Иоанн Лейденский"). Лучшие партии: Ленский, Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Альфред ("Травиата"), Лионель ("Марта"), Иоанн Лейденский, Эдгар. Др. партии: Собинин, Баян, Князь ("Русалка" А Даргомыжского), Самозванец, Андрей ("Опричник"); Рембо, Фра-Дьяволо, Рауль, Мазаньелло, Радамес, Герцог ("Риголетто"). Партнеры: П. Борисов, Р. Василевский, А. Додонов, Б. Корсов, А. Крутикова, М. Климентова, Э. Павловская, А. Святловская.

П. Хохлов.

Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Бевиньяни, Э. Направника, А. Рубинштейна, П. Чайковского.

В симф. концертах исп. сольные партии в Реквиеме В. А. Моцарта (Киев, 1874), 9-й симфонии Л. Бетховена (Москва, 1881), Реквиеме В. А. Моцарта (Киев, 1874) и Р. Шумана (Москва, 1881), в симфонии "Ромео и Джульетта" Г. Берлиоза (Москва. 1881). Репертуар камерных концертов включал романсы А. Даргомыжского, М. Балакирева, А. Рубинштейна, П. Чайковского и рус. нар. песни. П. Чайковский посвятил певцу романс "Смерть" (ор. 57, № 5, 1884). В 1890—92 преподавал в Тифлис, муз. уч-ще (проф.). В 1892 открыл у себя на дому оперную студию, где ставил отрывки из опер ("Русалка", 3-й акт; "Борис Годунов", сцена в корчме; "Опричник", 2-е д.; "Севильский цирюльник" Дж. Россини).

Ученики: П. Агнивцев, Ардазиани, С. Марцынкевич, Г. Мачабели, Месхишвили, Н. Русанов, В. Страхова, К. Цхомелидзе, Ф. Шаляпин (1892— 94). В 1894 переехал в Ялту, где также давал уроки пения. Автор 60 романсов, нек-рые, из к-рых исп. Шаляпин ("Бедность", "Думы мои", "Дуют ветры", "Лес", "Современный романс", "Трудящемуся брагу" — на сл. И. Никитина, Т. Шевченко, А. Кольцова, А. Курепина, И. Сурикова).

Написанный У. романс "Кто мне она" на сл. Я. Полонского пользовался большой популярностью в кругах интеллигенции и революционной среде. Соч.: Романсы и песни. Тетр. 1—2. — М., 1890: оперы: "Хан Девлет", "Ночь в Багдаде". Лит.: [Кругликов С.] Музыкальные письма // Искусство. 1883, № 38. С. 452; К-ин Н. [Н. Кашкин]. Дебюты на сцене Большого театра // Артист. 1889. № 10. Кн. 2. С. 71—72; Бастунов Э. Д. Калейдоскоп сценических воспоминаний // Исторический вестник.

Декабрь. — СПб., 1904. С. 870—871; Д. А. Усатов. (Некролог) // Ежегодник имп. театров.

Сезон 1913. Вып. 7. С. 143—144; Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890— 1930.— Л., 1936. С. 33, 175; Никулин Л. Ф. Шаляпин. — М., 1954. С. 12—15, 30: Мшвелидзе А. Очерки по истории музыкального образования в Грузии. — М., 1971. С. 91—93; Янковский М. Шаляпин. — Л., 1972. С. 43-58, 177, 316; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. Л., 1973; Коллар В. А. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода. — Горький, 1976. С 15, 33, 34; Кузьмін М. І. Забуті сторінки музичного життя Киева. — Киів 1972. С. 155— 156; Федор Иванович Шаляпин: Литературное наследство.

Письма. Т. 1 — М., 1976. С 111—118, 227—230, 625; Нечаев Г. Учитель Шаляпина// Моск. журнал. 1992. № 2. С. 50—54.