Васильев Вадим Валерьевич

(р. 06. 02. 1969) — спец. в обл. истории заруб. филос., канд. филос. наук, доц. Род. в Барнауле.

Окончил филос. ф-т МГУ (1993). С 1993 по наст. вр. на преп. работе на каф. истории заруб. философии филос. ф-та МГУ. Канд. дисс. — "Дедукция категорий в метафизике Канта" (1995). Осн. напр, иссл.: трансц. филос. Канта, метафизика Нового, времени, психол. XVIII в. Иссл. историю возникновения и специфику трансцендентальной проблематики в филос. Канта, структуру и разл. варианты кантовской "трансц. дедукции категорий", влияние Юма на Канта и Лейбница на Юма, а также роль Д.Юма, Хр.Вольфа, И.Н.Тетенса и И.Канта в истории филос. психол.

Гл. идеи: конкретизация предметной области филос. психол. как единственной "строгой" отрасли метафизики, аподиктически трактующей об имманентных началах, душевной жизни, через проблему "психологической редукции"; последняя м.б. либо 1) сведением разл. производных "способностей" — чувства, воображения, рассудка, воли и др. к "основной способности" души, либо 2) отысканием источников обыденных онтол. установок (убеждения в существовании внешн. мира, веры во всеобщую каузальность и т.п.), в изначальном когнитивном устройстве духа, в частности, в фундам. склонности человеч. воображения переносить прошлое на будущее.

В. полагает, что в методол. плане филос. психол. должна опираться не только на прямые дескрипции сознания, но и на "феноменологические дедукции", позволяющие прояснять смутные диспозиции ума, соотносить их друг с другом и обнаруживать их общие когнитивные основания.

Примером феноменологических дедукций является док-во необходимой связи каузальной и экзист. веры в человеч. сознании.

В. показывает, что идея "редукции способностей" была выдвинута Хр. Вольфом, развита И.Н.Тетенсом в его теории генезиса психич. способностей из возрастающей активности души, но оспорена Кантом, а в идеале предполагающая "редукцию способностей" аргументативная "редукция . установок" была, по мнению В., впервые реализована Д.Юмом в контексте его "ментальной географии", однако впоследствии по ряду причин оказалась за бортом сугубо описательной и во многом "беспроблемной" феноменологии XX в., что серьезно осложнило перспективы феноменологического движения в целом. Переводы и комментарии В.: Юм Д. Письмо джентльмена его другу в Эдинбурге // Историко-философский ежегодник—93. М., 1994; Фрагменты рукоп. наследия И.Канта по метафизике // Кант. Из рукописного наследия.

М., 2000 и др. Соч.: Дэвид Юм и новоевропейский рационализм // В. МГУ, серия "Философия". 1991. № 5; Hume: between Leibniz and Kant // Hume-Studies. XIX (1), April 1993; Влияние Лейбница на философию Юма // Историко-философский ежегодник—92. М., 1994; Кант, Юм и проблемы дедукции категорий // ВФ. 1995. № 4; Дедукция категорий в метафизике Канта // Историко-философский ежегодник—95. М., 1996; "Высшее проникновение" новоевропейской философии // ВФ. 1997. № 1; "Маргинальная" метафизика Канта // Логос. 1997. № 10; Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий).

М., 1998; И.Кант: "Пробуждение от догматического сна" // ВФ. 1999. № 1; Размышления о "Кантианских вариациях" М.К.Мамардашвили // Там же. № 10; Догматизм или критицизм? (К публикации лекций И. Канта по рациональней психологии) // Историко-философский ежегодник—97. М., 1999; И.Кант и проблема оснований человеческой природы // Трансцендентальная антропология и логика.

Калининград, 2000; Учение о душе в метафизике XVIII века. Барнаул, 2000; "Декарт", "Кант", др. статьи (всего 12 статей) // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

М., 2001; им подготовлено также около 15 статей в "Новую философскую энциклопедию" в 4 томах.