Вельтман Александр Фомич

Вельтман Александр Фомич — романист и археолог, происходит из шведской фамилии Weldman; родился в С.-Петербурге 8 июля 1800 г. Отец его служил в лейб-гвардии гренадерском полку. В 1811—1812 г. В. поступил в Московский университетский благородный пансион, но занятия его были прерваны нашествием французов.

В 1814 году он перешел в частный пансион Терликова, а в 1816 году — в Школу для колонновожатых, откуда в следующем году выпущен офицером в свиту Его В. по квартирмейстерской части. В бытность колонновожатым Вельтман составил "Начальные основания арифметики" (Москва, 1817). В 1828—29 гг. во время турецкой кампании В. находился при главной квартире старшим адъютантом генерального штаба, а в 1831 г. вышел подполковником в отставку.

Плодом полученной им перед тем командировки в Бессарабию был его труд "Начертание древней истории Бессарабии" (M., 1828). С этого времени В. отдается литературе, а немного позже занимается усердно и историей.

Первыми его произведениями были повести "Беглец" (М., 1831), "Странник" 1831—32), "Муромские леса" (М., 1831 г.) Затем последовал целый ряд исторических и фантастических романов: "MMMCDXLVIII год, рукопись Мартына Задеки" (M., 1831 г.); "Кощей Бессмертный" (М., 1833 г.); "Святославич, вражий питомец" (М., 1835 г.); "Лунатик" (1836); "Александр Филиппович Македонский" (Москва, 1836); "Виргиния" (Москва, 1837); "Ротмистр Чернокнижников, или Москва в 1812 г." (М., 1837); "Сердце и думка" (М., 1838); "Генерал Каломерос" (М., 1840); "Новый Емеля, или Превращения" (М., 1845) и, наконец, масса повестей в стихах и прозе. Во всех этих произведениях Вельтман обнаружил оригинальный и блестящий, но неглубокий талант: при замечательной яркости фантазии, пестроте изложения, не лишенной подчас истинной поэзии, у него совершенно отсутствовало серьезное содержание, чем и объясняется, что он был забыт тотчас после смерти.

Сложность происшествий и являющаяся отсюда потребность чудесной развязки лишают произведения В. естественности.

Излюбленной формой его творчества была калейдоскопическая смесь прозы и стихов, в которой он достиг виртуозности.

Кроме беллетристики, В. оставил несколько исторических исследований.

В 1842 г. он сделался помощником директора московской Оружейной палаты, а в 1845 г. был назначен членом комитета для издания "Древностей Российского государства", которые выходили под его редакциею и в которых текст 2, 3 и 5 отд. принадлежит ему. В 1852 г. В. назначен был директором Оружейной палаты.

В историч. трудах своих "О Господине Новгороде Великом", (Москва, 1834); "Древние славянские собственные имена", (Москва, 1840); "Достопамятности Московского Кремля" (М., 1843); "Московская Оружейная Палата" (М., 1844); "Исследования о свевах, гуннах и монголах" (М., 1856—60) и др. В. руководился той же фантазией, как и в беллетристике, почему они лишены всякого значения.

Умер 11 января 1860 г. в Москве.

М. М. {Брокгауз} Вельтман, Александр Фомич д. с. с., беллетрист, романист и археолог, директор Оружейной палаты; р. 8 июля 1800 г., † 11 янв. 1870 г. {Половцов} Вельтман, Александр Фомич [1800—1870] — романист, поэт, археолог.

Сын офицера — смотрителя Московской долговой тюрьмы, учился сначала в Благородном пансионе при Московском университете, затем в Петербургском пансионе братьев Терликовых.

С 1816 служил в армии, участвовал в турецкой войне 1828—1829. В 1831 вышел в отставку в чине подполковника.

К этому же году относится начало его лит-ой известности.

В начале 40-х гг. пристрастился к археологии.

В 1842 получает место помощника директора Оружейной палаты, а после смерти Загоскина назначается ее директором [1852] и занимает эту должность до смерти.

Состоял членом обществ: Истории и древностей российских и Любителей российской словесности.

Редактировал издание "Древностей Российского государства". Исторические и археологические работы В. ("Начертание древней истории Бессарабии", "Достопамятности Московского кремля", "Московская оружейная палата", "Индогермане или сайване", "О свевах, гуннах и монголах", "Атилла и Русь IV — V в." и др.) отличаются необузданной фантазией, свойственной романтизму, и серьезного научного значения не имеют. Своей лит-ой известностью, несмотря на то, что он является автором ряда стихотворений и повестей в стихах, Вельтман обязан исключительно своей прозе, к-рая и определяет его значение в истории русской литературы.

В 1831 он выпускает первые три части "Странника", поставившего его сразу в ряд первостепенных прозаиков. "Кащей бессмертный" [1833] имел уже исключительный успех, встретил всеобщее одобрение критики и упрочил за В. репутацию "замечательнейшего романиста". Из его следующих произведений следует отметить: "Святославич, вражий питомец" [1835], "Александр Филиппович Македонский" [1836], "Сердце и Думка", два сборника "Повестей" [1836 и 1843], "Новый Емеля или превращение" [1845] и романы из цикла "Приключения, почерпнутые из моря житейского": "Саломея" [1848], "Чудодей" [1849], "Воспитанница Сарра" [1862] и "Счастье-несчастье" [1863]. Хотя последние романы В. вышли в 60-х гг., он уже начиная с конца 40-х гг. сходит с литературной авансцены; временем исключительной его популярности являются 30-е гг. Один из талантливейших и ярких представителей литературных исканий 30-х гг., отличавшихся напряженным интересом к вопросам формы, В. свою литературную родословную ведет от Стерна (см.) и Ксавье де Местра (см.), что особенно сказалось на первом его прозаическом произведении — "Страннике". Стиль В. характеризуется всеми признаками "стернианства" — подчеркиванием повествовательных приемов, игрой с формой: авторской болтовней, каламбурами, нарочитым торможением сюжета разными отступлениями, разбросанностью конструкции, фрагментарностью, сюжетными перестановками.

Проблему литературного яз., одну из основных для русских писателей 30-х гг., В. разрешает, вводя в свою лексику элементы древнерусского яз. (особенно в своих исторических романах), наряду с Далем, который обновляет литературный яз. простонародными и диалектическими речениями.

Разработанная В. своеобразная языковая система сближает его с Лесковым.

Причудливый гротеск, живая фантазия, занимательность, смешение фантастики с реализмом сделали В. любимцем публики и критики 30-х и начала 40-х гг. С конца 40-х гг., когда перед литературой ставятся задачи разрешения разного рода идейных и психологических проблем, эти особенности стиля В. навлекают на него упреки в бедности содержания.

Его последний роман — "Приключения, почерпнутые из моря житейского" — проходит почти незамеченным. "В наше время романы пишутся, чтобы поставить разные вопросы, — и вдруг среди них наивнейший роман тридцатых годов" ("Библиотека для чтения", 1863). Имя В. сходит со страниц журналов и забывается настолько основательно, что даже в больших курсах по истории литературы оно упоминается лишь вскользь.

И только в наше время, с обновлением лит-ой науки, возобновляется интерес к В. Наряду с выяснением его роли в выработке литературных форм и яз., современные исследователи (В. Ф. Переверзев) стремятся выяснить его место в истории литературы.

Как и Даль, Полевой, Греч, Павлов, Погодин, В. является одним из первых представителей того стиля в русской литературе, социальные истоки которого восходят к городскому мещанству, мелкобуржуазной интеллигенции; высшей точкой развития этого стиля было творчество Достоевского.

С Достоевским Вельтмана сближают не только композиционные приемы: сюжетная перестановка, стремительность и запутанность действия, создающие "занимательность" и повышающие читательскую заинтересованность, что отводит Вельтману почетное место в истории русского авантюрного романа.

Самый характер его гротеска, стирание граней между фантастическим и реальным, психологические черты его героев, особенно "Приключения из моря житейского" (мотив двойничества, истеричность, этическая неуравновешенность) — все это дает основание В. Ф. Переверзеву считать В. "предтечей Достоевского". Творчество В. еще мало исследовано, но и все вышесказанное позволяет отвести В. заметное место в истории русской литературы.

Библиография: II. Переверзев В., Предтеча Достоевского, "Московский понедельник", 1922, сентябрь;

Жирмунский В., Байрон и Пушкин, Л., 1924 (романтич. поэмы Вельтмана);

Переверзев В., Достоевский, Л., 1925; Русская проза, сб. статей "Academia", Л., 1926, статьи Риболи Г. и Бухштаба В.; "Русский романтизм", сб. под ред. А. Белецкого, Л., 1927; Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. У (подробные биобиблиографические сведения), СПб., 1899. П. К. {Лит. энц.} Вельтман, Александр Фомич (1800-1870). Рус. прозаик, поэт, военный и ученый-археолог, более известный произв. др. жанров (историч. и романтической прозы). Сын обрусевшего швед. дворянина.

В. род. в Москве, окончил Моск. учебное заведение для конновожатых (юнкеров); участвовал в рус.-турецкой войне 1828-29 гг., в Бессарабии встречался с А.Пушкиным, был близок к декабристам; вышел в отставку по здоровью в чине подполковника.

С нач. 1840-х гг. занимается историей и археологией; сотрудник Оружейной палаты Моск. Кремля, чл.-корр. АН (1854). Лит. карьеру В. начал со стихов; его прозаические произв. отличаются своеобразным смешением фантаст. пласта с реальным, полусказочного - с полуисторич., а язык и стиль представляют собой такую же пеструю смесь метафор и каламбуров.

К предыстории НФ имеет отношение роман-утопия "MMMCDXIVIII год. Рукопись Мартына Задеки" (1833), герой к-рого попадает в идеальную страну будущего - Босфоранию, сохранившую, однако, все пороки совр. об-ва (в т. ч. актуальную с древности проблему правителя, не выдержавшего испытания властью).

Роман "Предки Калимероса Александр Филиппович Македонский" (1836) - первый в рус. лит-ре пример перемещения в прошлое, совершенного с помощью волшебного существа гиппогрифа.

В. Р.