Веселый Артем

[1899—] — псевдоним Николая Ивановича Кочкурова.

Род. в семье волжского крючника.

О своем детстве и юности рассказывает следующее: "Семья жила бедно. Сам я с раннего детства начал работать — сперва на Волге в рыбачьих артелях, потом ломовиком, писарем и чернорабочим на трубочном заводе.

Учился в приходской и городской школе. В 1916 связался с группой анархистов.

В марте 1917 вступил в партию большевиков. 1917 — агитатор, красногвардеец, 1918—1919 — партийная работа, боец, 1920 — газетная работа — писательство". Осенью 1921 в журнале "Красная новь" (№ 3) напечатана первая его драма "Мы". В 4-й книге того же журнала — рассказ "Масленица". В 1922 — "флот, писательство". С 1923 его произведения печатаются в наших толстых журналах: 1923 — "Реки огненные", 1924 — "Дикое сердце", "Вольница", 1925—1926 — роман "Страна родная", 1927—1928 — "Россия, кровью умытая". Веселый принадлежит к числу оригинальнейших современных писателей.

Уже в 1923, в "Реках огненных", мы видим сложившимися основные черты его лит-ой манеры.

Он широко пользуется сказом.

Яз. его очень богат провинциализмами, бытовыми речениями, выражениями профессиональных жаргонов.

Герой, от имени которого ведется сказ, обычно представитель "вольницы" — партизан, солдат, бросающий фронт, матрос-махновец.

Поэтому основа сказа В. — крестьянская, и в нее вплетены слова солдатского, матросского, "блатного" жаргонов.

Сказ "взволнован", приподнят.

Густота его эмоциональной окраски — и в характерном обилии восклицаний и междометий, и в структуре убыстренной, отрывистой, задыхающейся фразы, опускающей отдельные части речи (как напр. глаголы), и в "нагнетающих" повторениях, и в резких повелительных "интонациях". Автор старается ее усилить внешними способами воздействия (шрифты, своеобразная разбивка отдельных строк и целых периодов, печатание их напр. в виде расширяющегося книзу треугольника и т. д.). Нередко это доходит до крайностей и затрудняет чтение (так "Реки огненные" были напечатаны в "Молодой гвардии" без знаков препинания).

Произведения В. фабульно бедны. Особенно это относится к его романам ("Страна родная" и "Россия, кровью умытая"). Их можно назвать почти бесфабульными.

Вместе с тем они лишены твердого композиционного костяка.

В них явственный упор не на архитектонику, а на слово. Тематически В. весь в гражданской войне. Революция показывается им преимущественно в ее "стихийном" крестьянском облике.

Человека "стихии", восставшей крестьянской массы, революционера по инстинкту и чувству В. изображает превосходно.

Тут в показе разлившейся стихии оказываются чрезвычайно у места особенности его художественного метода: и характеристика посредством действия, и специфичность бытовой речи, и густо эмоциональный, напряженный, красочный, народный язык. В этом случае понятной становится и "бесструктурность" произведений Веселого, в которых эмоционально-лирический напор как бы сламывает, разрушает архитектурные грани. Человек действующий — вполне в "средствах" В. Человек думающий удается ему гораздо меньше.

Не только рефлектирующие натуры, склонные к самоанализу, но и вообще тип интеллигента плохо воспроизведен В. — упрощенно, неловко-шаржированно (Гильда и Ефим в "Стране родной"). Немногим только больше повезло пролетарию, в изображение которого к тому же нередко вносятся В. "махновские" черты (усердно выставляемая напоказ, чуть ли не "принципиальная" грубость и некультурность — Павел в той же "Стране родной"). Эта слабость "показа" сознательного, планирующего, направляющего элемента революции еще более выдвигает вперед в произведениях В. элемент стихийный, и без того "развернутый" с большой силой, широтой и яркостью.

Перевес получается несомненно на стороне "стихии", и в ее цвет закрашивается революция.

В. — характерный представитель той группы, к-рая победительницей вошла в литературу в первые же годы после окончания гражданской войны и к-рая отличается как своей тематикой (почти исключительно гражданская война), так и рядом художественных особенностей (разорванность композиции, полисюжетность или бессюжетность, пристрастие к сказу, "динамизированная", убыстренная фраза, сильный лирический напор) и наконец общим восприятием революции как могучего стихийного движения, "метели" и т. д. В. занимал в этой лит-ой группе обособленное место на крайнем левом фланге.

Но он единственный сохранил ее особенности и доныне, в то время как другие (Малышкин, Огнев, Пильняк, Вс. Иванов и пр.) далеко отошли от первоначального пути, разойдясь в разные стороны.

На творчестве В. сказываются те же основные влияния, что и на всей "динамической" прозе 1921—1923 (прежде всего — Андрея Белого), а из "производных" — Б. Пильняка.

Можно пожалуй еще указать на Хлебникова.

В пролетарской литературе у В. особое место. Стилистически он стоит в ней отдельно, имея мало общего с остальными прозаиками.

Этому соответствует и его положение вне групп. Но в прошлом — В. организатор и деятельный участник объединения "Перевал" (см.), с которым его связывало сходное понимание задач и целей литературы.

Отношение критики к В. было неровное.

Но несмотря на отдельные расхождения в оценке его произведений, большинство критиков признает сильный талант В., его большую чуткость к слову, добросовестную и тщательную работу над материалом и над собой. Библиография: II. Полонский В., Об Артеме Веселом;

Пакентрейгер С., Дикое перо (Артем Веселый), "Печать и революция", кн. 5, 1926; Лежнев А., Вопросы литературы и критики, М. — Л., 1926 (статья о "Перевале"). А. Лежнев. {Лит. энц.} Веселый, Артем (Кочкуров Николай Иванович).

Род. 1899, ум. 1938. Писатель.

Репрессирован; реабилитирован посмертно.