Вилькицкий Андрей Ипполитович

— г.-л. корпуса флот. штурманов, начальник главного Гидрогр. управления; из дворян Минской губ., род. в 1858 г. По окончании сред. образования поступил во флот юнкером в 1875 г. Окончил в чине мичмана Николаевскую морскую академию по 1-му разр. и специализировался по гидрографии, работая сперва в Балт. море, затем в Онежском озере. В 1882 г. В. был прикомандирован к Николаевской астроном. обсерв-рии в Пулкове для прохождения курса астрономии и геодезии вместе с офицерами геодез. отд. Николаевской академии генерального штаба. Приглашенный вести практ. занятия в Николаевской мор. академии по астрономии, В., наряду с друг. работами, занимался педагог. деятельностью до 1908 г. К этому времени относится ряд его науч. работ по определению ускорения с. тяжести с помощью маятника в Европе и Азиат. России (по поручению Имп. Росс, геогр. общ-ва), удостоенных мал. зол. медалью и медалью имени гр. Литке. К этому же периоду относится определение по телеграфу разности долгот Архангельск — Пулково и Енисейск — Красноярск, а также работа по определению географ. коорд-т разн. пунктов Европ. и Азиат. России и определение в них магнит. эл-тов земли. Сев. наши берега, с которыми В. познакомился в 1887 г., плавая у Н. Земли и занимаясь гидрогр. исследованиями в устье р. Каратанхи и у Хайпудырской губы, приковали к себе его внимание, и с 1894 по 1901 г. он, в качестве начальника гидрогр. экспедиции С. Лед. океана, работал от Енисейск. залива до норвеж. границы.

В 1901 г. В. был назначен и. д. помощника начальника гл. гидрогр. управления, но не прерывал связи с работами в С. Лед. океане; когда в 1901 г. была послана экс-ция от мин-ства пут. сообщ. в р. Енисей из 22 судов, он был командирован вывести ее в Карское море; с успехом выполнив это поручение, В. утвердил свою идею о мор. пути к устьям велик. сибир. рек. Педагог. деятельность В. завершилась избранием его в члены конф-ции Николаевской мор. академии (в 1907 г.), а гидрографическая — назначением начальником гл. гидрогр. управления.

В 1910 г. В. произведен в г.-л. корпуса флот. штурманов.

Энергия и знакомство В. с нашим севером ускорили посылку мор. мин-ством гидрогр. экспедиции в С. Лед. океан от Владивостока к устью р. Лены. Намеченное, т. обр., соединение зап. бер. С. Лед. океана с восточными, по убеждению В., должно открыть рус. нац. путь из Европы на Д. Восток.

В области мореходной астрономии В. предложен прибор для определения широты места по близмери-диональн. высотам светила, получивший в России большое распространение и удостоенный золотых медалей и почетных отзывов.

Из научных трудов В. появились в печати: "Способ Вейера определения главных точек в морской съемке"; "Базисный прибор Еде-рина; "Искусственный горизонт Гербста"; "Определение долготы г. Архангельска по телеграфу"; "Широта г. Архангельска"; "Отзыв о трудах Фуса"; "Материалы для изучения распределения силы тяжести в России.

Наблюдение над качаниями поворотных маятников Ренсольда, произведенное в Орле, Липецке и Саратове в 1889 г."; кроме того, многочисленные статьи, появившиеся в "Записках по гидрографии", "Мор. Сб." и в "Зап. Имп. рус. геогр. общества". До конца жизни руководил Гл. гидрографическим управлением.

Большое значение для флота имела работа В. по обеспечению безопасности мореплавания — (учреждение особого корпуса гидрографов, издание новых карт, строительство маяков, знаков и др.). Умер 26 февраля 1913 г. в Петербурге, похоронен на Смоленском православном кладбище.

Именем В. названы залив, ледник и мыс на Новой Земле в Баренцевом море, острова в арх. Норденшельда и у п-ва Ямал в Карском море, о-в в Вост.-Сиб. море (Новосибирские о-ва). Сын В., Борис Андреевич Вилькицкий (1885-1961), контр-адмирал (16 октября 1919 г.), похоронен в Брюсселе.

В ноябре 1996 перезахоронен рядом с останками отца и брата в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.

Лит.: БСЭ. 3-е изд. Т. 5. С. 63; Морской энциклопедический словарь.

Т. I. Л.: Судостроение. 1991. С. 225; Рубцов Ю.В. Его называли русским Колумбом.

Красная звезда. 1996. 20 октября. {Воен. энц.} Вилькицкий, Андрей Ипполитович (1858—1913) — гидрограф-геодезист и исследователь Северного Полярного моря, генерал-лейтенант флота. Окончил Морскую академию.

Первые работы были им выполнены в Балтийском море и в Онежском заливе.

В 1887 на Новой Земле начались работы В. по определению ускорения силы тяжести, которые были удостоены затем Русским географическим обществом золотых медалей имени Литке. С 1894 по 1901 В. руководил гидрографическими работами на протяжении всего сев. побережья, от Енисейского залива до границы с Норвегией (обследованы устья Оби и Енисея, часть Карского моря, Югорский Шар и Печорский лиман, описаны берега и составлены морские карты), Помимо картографического материала, полностью сохраняющего свое значение и в наст. время, работы эти дали обширные сведения о физических свойствах охваченных ими районов.

С 1907 до самой смерти В. был начальником Главн. гидрографического управления.

В этой должности ему удалось многое сделать по организации гидрографической службы.

Труды В.: "Материалы для изучения распределения силы тяжести в России", в "Записках Русского Географического Общества", тт. XXIV, №№ 1 и 2, XXX, №№ 3 и 4; "Материалы для изучения Обской губы и Енисейского залива", собранные в 1894—95—96 гг. гидрографической экспедицией под начальством А. Вилькицкого, и многие другие, печатавшиеся в "Морском Сборнике", "Записках по Гидрографии", "Записках Русского Географического Общества". А. Соколов.

Вилькицкий, Андрей Ипполитович (1858 — 26 февр. 1913) — рус. гидрограф-геодезист, исследователь морей Сев. Ледовитого ок., ген.-лейтенант флота. Окончил Николаевскую морскую академию в 1880. В 1887 проводил работы по определению ускорения силы тяжести на Новой Земле. За эти работы В. был награжден двумя золотыми медалями Рус. географич. об-ва. В 1894—1901 под его руководством были произведены гидрографич. работы от границы с Норвегией до р. Енисея, а также в Енисейском зал. и в Обской губе. С 1901 и до конца жизни руководил Гл. гидрографич. управлением.

Участвовал в организации гидрографич. экспедиции на судах "Таймыр" и "Вайгач" (1910—15), закончившейся сквозным проходом по Сев. морскому пути с В. на З. Большее значение для рус. флота имела организационная работа В. по обеспечению безопасности мореплавания: строительство маяков и знаков, издание новых карт, учреждение в Морском ведомстве особого корпуса гидрографов, улучшение и расширение мастерской мореходных инструментов и др. В. написал ряд работ по гидрографии и геодезии, в частности "Материалы для изучения Обской губы и Енисейского залива", собранные в 1894—96, печатавшиеся в "Морском сборнике", "Записках по гидрографии" и "Записках Русского географического общества". Соч.: Наблюдения над качаниями поворотных маятников Репсольда в 1887, 1889, 1892, 1894 и 1896 гг., "Записки Русского географич. об-ва", 1890—91, т. 24, № 1, 2, 1903, т. 30, № 3, 4.