Виттинг Евгений (Эйжен) Эдуардович

(Виттингс) [8(20).7.1884 (по уточ. данным), Петербург — 10 (в нек-рых источ. 20 и 28).8.1959, Минск] — арт. оперы (лирико-драм. тенор) и педагог.

Засл. деятель искусств ЛатвССР (1946) и БССР (1955). В 1895—1900 учился в Коммерческом уч-ще. Пению начал обучаться по совету своего брата, арт. оперетты Инсарова.

Поступил в Петерб. конс. (кл. С. Габеля), но вскоре ушел из конс. Продолжал брать уроки пения у В. Любимова, затем у Л. Клементьева.

В 1904—06 совершенствовался в Милане, где занимался под рук. Дж. Дельфьюме.

В 1906 дебютировал в г. Пьяченца в партии Эдгара, затем выступал в Милане.

В том же году вернулся в Россию и был принят в труппу петерб.

Нар. дома. В 1909—18 солист петерб.

Мариинского т-ра (дебютировал в партии Собинина).

В 1913 гастролировал в Казани.

С 1918 жил в Риге, где был одним из организаторов оперного т-ра, на сцене к-рого пел до 1940. С нач. 1920-х гг. постоянно гастролировал во многих странах: Англии, Франции (1924—26, 1934), Монако, Испании (1924—26, 1932, 1934, Мадрид, Барселона), Италии (1924—26, 1932, Милан. т-р "Ла Скала"), Берлине (1928), Югославии (1931, Белград.

Загреб, Любляна), Румынии (1932, Бухарест), США (1933, 1933/36, Нью-Йорк, Филадельфия), Китае (1929, Харбин, Шанхай), Японии (1929), Чехословакии (1934), Финляндии, Литве, Эстонии.

Выступал в Одессе (1926), Свердловске (1927—28), Тбилиси (1927). Последнее выступление состоялось в 1946 на сцене Рижского оперного т-ра в партии Элеазара.

Обладал сильным, ровным во всех регистрах (с густой серединой) голосом редкой красоты и широкого диапазона (свободно преодолевал трудности верхнего регистра), отличался яркой сцен. внешностью.

Его исп. были свойственны точность фразировки, экспрессия, легкость и изящество.

Однако критика отмечала недостаточное внимание к сцен. стороне образа.

Репертуар включал св. 35 партий. 1-й исп. партий: Трубадура ("Чудо роз"); в Мариинском т-ре — Эрекле ("Измена"), Пинкертона ("Чио-Чио-сан"; получил благодарственное письмо от Дж. Пуччини), Эрика ("Летучий голландец"), Рыцаря ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). Лучшие партии: Индийский гость, Герман ("Пиковая дама"), Хозе ("Кармен"), Радамес.

Др, партии: Собинин, Финн, Баян, Владимир Игоревич, Самозванец, Руальд, Синодал ("Демон" А. Рубинштейна), Нерон ("Нерон"), Беппо ("Корделия"), Орест ("Орестея"), Петро ("Пан Сотник"), Ленский, Андрей Морозов, Садко, Княжич Всеволодович, Лыков, Владимир Дубровский, Люциано;

Фауст ("Фауст"), Рауль ("Гугеноты"), Альфред ("Травиата"), Канио, Калаф, Каварадосси, Самсон, Турриду, Лорис, Зигмунд, Тангейзер.

Партнеры: Г. Боссе, Е. Бронская, В. Касторский, Л. Липковская, А. Смирнов, М. Черкасская, Ф. Шаляпин и др. Пел п/у И. Альтани, А. Бернарди, Ф. Блуменфельда, М. Ипполитова-Иванова, Г. Казаченко, А. Коутса, Э. Направника, А. Пазовского, И. Палицына, И. Прибика, Н. Римского-Корсакова, В. Сука, А. Тосканини.

С 1920, наряду с выступлениями на оперной сцене, преподавал в Рижской конс. (до 1926 и в 1940—50, с 1947 проф.), в 1936—40 — в Литов. нац. конс. в Каунасе, в 1950—59 — в Минской конс. Воспитал целую плеяду сов. певцов, среди к-рых И. Бушкин, Н. Ворвулев, В. Глушаков, П. Гравелис, М. Зюванов, К. Гутаускас, Р. Осипенко, А. Саморядов.

Записывался на грампластинки (ок. 80 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1910—13; "Пате" и РАОГ, 1912), нек-рые архив. записи — в ЦГАЛИ БССР (ф. 54, оп. 2, № 1—8). Скульптурный бюст певца — в ЛГТМ. Соч.: Сустрэчы і уражанні (отрывки из книги воспоминаний Е. Э. Виттингса) // Чырвоная змена (Минск). 1955. 26 и 29 марта; Выдающийся дирижер и композитор (К 40-летию со дня смерти Э. Ф. Направника) // Сов. Белоруссия (Минск). 1956. 23 ноября;

О Ф. И. Шаляпине // Маладосць (Минск). 1957. № 8; Беньямино Джильи // Чырвоная змена (Минск). 1957. 22 дек. Встречи с Ф. И. Шаляпиным (записаны в 1954 Л. А. Ванковичем) // Неман. 1982. № 5. С. 164— 167; Сцена и жизнь (Отрывки из книги воспоминаний) / Лит. обраб. Л. А. Ванкович (машинопись). — в ЦГАЛИ БССР, ф. 54, оп. 2, № 14; Краткое воспоминание о русских артистах-певцах, выступавших за рубежом России в конце XIX и нач. XX в. (машинопись). — Там же, ф. 54, оп. 2, № 10; Автобиография (рук.). — Там же, ф. 54, оп. 1, № 56. Лит.: Нисневич И. Выдатны творчы шлях. (Да 75- годзя з нарадження Я. Віцінга) // Літаратура і мастацтва (Минск). 1959. 5 авг.; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 408—409; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 364; Веpиня С. Ф. Музыкальный театр Латвии и зарождение латышской национальной оперы. — Л., 1973. С. 146—147.