Ярошенко Николай Александрович

Ярошенко Николай Александрович (1846—1898) — живописец-жанрист и портретист.

Военный по образованию и по службе, он горячо любил искусство и посвящал ему все свое свободное время и вступив в 1878 г. в число членов товарищества передвижных художественных выставок, с той поры являлся со своими произведениями постоянно и исключительно на этих выставках.

Содержанием его жанровых картин служили преимущественно "мотивы гражданской скорби". Своей бьющей в глаза гуманитаристической тенденциозностью оно подкупало массу публики в пользу живописца и скрадывало для нее слабость этих картин в собственно художественном отношении.

Наиболее известные жанры Я. — "Кочегар", "Заключенный", "Всюду жизнь", "Студент", "Сестра милосердия" (все пять в Третьяковской гал. в Москве), "Курсистка", "Старое и молодое", "Причины неизвестны" и "Невский проспект ночью". Произведения Я. в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения.

Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяк. гал.), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. М. Плещеева и К. Д. Кавелина.

Кроме жанров и портретов, Я. писал также пейзажи, очень недурно воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы.

Из таких его работ можно указать на ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. {Брокгауз} Ярошенко, Николай Александрович (1846—1898) — живописец-жанрист и портретист.

Сын генерала; воспитывался в кадетском корпусе и артиллерийской академии.

Первоначальные указания по искусству получил от Адриана Волкова, а в 1867—72 посещал вечерние классы Академии художеств и рисовальной школы на бирже. В 1875 впервые выступил на Передвижной выставке картиной "Невский проспект ночью". В дальнейшем совмещал занятия живописью с военной службой.

Один из наиболее активных передвижников, взгляды которого на искусство и его социальные функции сложились под сильным влиянием Чернышевского; его творчество отмечено яркими чертами морализма и социального дидактизма.

Я. принадлежал к той группе разночинной интеллигенции, которая была близка к народническим кругам 70—80-х гг. Картины "Кочегар" (1879), "Заключенный" (1879), "Студент" (1881), "Курсистка" (1883), написанные в момент развертывавшегося стачечного движения и борьбы народовольцев, лишены революционного пафоса и активизма, свидетельствуют лишь о внимании и сострадательном сочувствии гуманистически настроенной либеральной буржуазной интеллигенции к героической борьбе революционеров.

Из портретов Я. следует отметить — П. Стрепетовой, Глеба Успенского, М. Салтыкова, Д. Менделеева, Вл. Соловьева.

Как художник-самоучка Я. часто не мог преодолеть трудностей рисунка и живописной формы. Но в то же время отсутствие школьных академических тенденций позволяло ему иногда находить новое и своеобразное разрешение замыслов: "Всюду жизнь" — пример упрощенной композиции, приближающейся к плакатному лаконизму.

Произведения Ярошенко хранятся главным образом в Третьяковской галерее; имеются они также в Русском музее и в музеях РСФСР и Украины.

Лит.: Н. А. Ярошенко (1846—98), его жизнь и произведения (текст Н. В. Некрасова; фототипии К. А. Фишера), М., 1908. Н. Моргунов.