Ястржембский Николай Феликсович

— полковник, инженер путей сообщения, профессор институтов: путей сообщения, технологического и гражданских инженеров, писатель.

Родился в 1808 году в Речицком уезде Минской губернии.

Воспитывался сначала дома, а затем в Виленском университете на математическом факультете.

Окончив университет в 1830 году, Я. решил посвятить себя инженерной деятельности и с этой целью в том же году поступил в 1-й класс института корпуса инженеров путей сообщения портупей-прапорщиком.

Произведенный несколько месяцев спустя в прапорщики, он в 1832 году окончил институт с чином поручика и был оставлен при нем в качестве репетитора.

В 1837 году Я. был назначен помощником профессора по части курса построений и практической механики и в то же время был приглашен читать практическую механику в технологическом институте, математику в бывшем училище гражданских инженеров и механику во 2-м кадетском корпусе.

Около этого же времени он сделался деятельным сотрудником "Журнала Путей Сообщения", в котором в 1835 году дебютировал своей статьей: "Влияние способа прикрепления цепей на сопротивление устоев висячих мостов", а затем поместил целый ряд других научных статей и переводов, как-то: "Описание динамометрического нажима, употребляемого для изменения количества действия, принимаемого круговращающимися частями машин" ("Ж. П. С.", 1836 г.), "Общая теория движения машин" (там же, 1838 г.), "Выводы из опытов над трением, произведенных Мореном" (там же, 1839 г.), "Записка о чугунных шлюзных воротах, устроенных на Бокерском канале в Южной Франции инженером Эмилем Мартеном" (перевод с французского, там же, 1837 г.), "О начертании вериальных выкружий в шлюзах" (перевод с французского, там же, 1837 г.), "О построении мостовых арок из чугуна" (там же, 1840 г.), "О висячих мостах" (там же), "Формулы, служащие для решения разного рода вопросов из гидравлики Сен-Гилема" (перевод с французского, там же) и др. К этому же времени относится и составление его "Курса практической механики" (СПб., 1838 г., 2 тома), за который Я. в 1839 году С.-Петербургской Академией Наук был удостоен Демидовской премии.

Учено-литературные труды Я. обратили на него внимание главноуправляющего путями сообщения, который неоднократно возлагал на него особые поручения и выражал ему свою благодарность.

Назначенный в 1843 году секретарем конференции института путей сообщения и помощником редактора "Журнала Путей Сообщения", Я. в следующем году, сверх того, был назначен профессором механики и составления заводских проектов, а также членом комитета для составления строительного устава.

Кроме того, в том же году ему поручено было составить для института курс о мастерствах и атлас чертежей образцовых механических устройств.

Участие Я. в "Журнале Путей Сообщения" в этот период времени, кроме редакторской работы, выразилось еще в напечатании целаго ряда статей: "Обзор трех систем американских мостов: мост на pеке Ящере, близ села Долговки.

Деревянный висячий мост на реке Вепрже", "Устройство и употребление водолазного колокола", "Усовершенствованные динамометрические приборы", "Краткое обозрение постепенного развития механики в древние и новейшие времена" и др. В это же время было составлено им и руководство "Начальные основания общей и прикладной механики", соответственно курсу института путей сообщения и строительного училища (теперь института гражданских инженеров).

На издание этого руководства император Николай Павлович пожаловал Я. в 1846 году 2000 рублей.

После 15-летней службы при институте путей сообщения Я. оставил его и в 1848 году был назначен начальником отделения XI (Могилевского) округа путей сообщения.

Прослужив в Могилевском округе четырнадцать лет, сначала начальником отделения, а затем, с 1857 года, членом общего присутствия правления, он в октябре 1862 года был назначен непременным членом костромской губернской строительной и дорожной комиссии, но вскоре, в феврале следующего года, вышел в отставку с чином полковника.

Во время службы Я. в Могилеве под его руководством было устроено киевское шоссе до Могилева и от Могилева до Бобруйска, проведено шоссе от Могилева до Довска и перестроена Бобруйская плотина.

Кроме того, им были выработаны проекты мостов через реку Западную Двину в гор. Витебске и через реку Днепр в гор. Могилеве и построена в Могилеве прекрасная паровая мукомольня.

Выйдя в отставку, Я. поселился в Могилеве, где продолжал заведовать вышеупомянутой мукомольней, а также работать над новым своим трудом: "Главные основания двойной бухгалтерии", изданным им незадолго до смерти, и над своими "Записками", которые представляют большой интерес, но, к сожалению, еще нигде не напечатаны.

Я. безусловно обладал крупным литературным талантом.

Это доказывается хотя бы следующим эпизодом из его жизни. Еще во время своей преподавательской деятельности во 2-м кадетском корпусе он познакомился и был в хороших отношениях с Н. Я. Прокоповичем — другом Гоголя.

Будучи страстным поклонником литературного таланта Гоголя, Я., однако, очень негодовал на него за "Переписку с друзьями" и за 2-ю часть "Мертвых душ", список которой ему был дан Прокоповичем в сороковых годах. Затем, служа уже в Могилеве, Я. познакомился с тогдашним могилевским директором училищ M. M. Богоявленским, также страстным поклонником Гоголя.

Однажды, желая подшутить над М. М., Я. сообщил ему, что у него есть переделка 3-х глав 2-й части "Мертвых душ", гораздо удачнее произведения Гоголя, и что М. М. не узнает, Гоголь ли это писал, или кто другой.

Затем Я. доставил Богоявленскому лично им переделанные первые 3 главы 2-й части "Мертвых душ", умолчав, кто автор этих вариантов.

Богоявленский же решил, "что это не подделка под Гоголя, а сам Гоголь", снял с рукописи копию и в 1872 году напечатал ее в "Русской Старине". Никто сразу не заметил подделки.

Даже такие крупные современные критики, как Чижов, признавали напечатанные варианты произведением Гоголя, написанным им после известного к нему письма Белинского.

Тогда Я., не считая допустимым вводить в заблуждение публику (давая M. M. Богоявленскому переписать варианты, он взял с него слово, что они не будут напечатаны), заявил на страницах "Русской Старины" и "Петербургских Ведомостей", что автор вышеназванных вариантов не Гоголь, а он; но, однако, ему не сразу поверили, так что справедливость своего заявления ему пришлось даже доказывать.

Я. скончался в Могилеве в 1874 году, на 67-м году от рождения, и там же похоронен.

С. Житков, "Биографии инженеров путей сообщения", вып. I, СПб., 1889 г., стр. 113—116. — Его же, "Институт инженеров путей сообщения", СПб., 1899 г., стр. 71. — "Список лиц, окончивших курс наук в институте инженеров путей сообщения Императора Александра I", СПб., 1883 г., стр. 88. — "Русская Старина", 1872 г., январь (напечатаны варианты 2-й части "Мертвых душ"); 1873 г., июль, стр. 244—252, и декабрь, стр. 940 и 952 (разъяснения по поводу вариантов). — "С.-Петербургские Ведомости", 1873 г., № 184 (письмо Н. Ф. Ястржембского).

Е. Я. {Половцов}