Зелинский Фаддей Францевич

Зелинский Фаддей Францевич — филолог.

Род. в 1859 г. близ Киева. Образование закончил в русской филологический семинарии при Лейпцигском унив. Получив в 1880 г. степень доктора философии за диссертацию "Die letzten Jahre des zweiten Punischen Krieges.", З. работал в Мюнхене и Вене и пробыл в Италии и Греции около 2 лет. Больше всего З. занимался исследованием древнегреческой комедии, преимущественно аттической, которой посвящены его работы на русск., немец. и латин. языках: "О синтагмах в древнегреческой комедии" (СПб. 1883, магистерская диссертация); "De lege Antimachea scaenica" (СПб., 1884); "О дорийском и ионическом стилях в древнеаттической комедии" (СПб., 1885); "Die Gliederung der Altattischen Komedie" (Лпц., 1885); "Diе Marchenkomedie in Athen" (П. 1885); "Quaestiones comicae" (П., 1887) и др. Ему принадлежат также издания "Царя Эдипа", Софокла и XXI книги Ливия с русскими примечаниями, статьи по критике текста трагедий Софокла и схолий на них ("Ж. М. Н. П.". 1892) и др. М. Р. {Брокгауз} Зелинский, Фаддей Францевич (дополнение к статье) — филолог.

Научная деятельность З. за последние 10 лет весьма обширна и разнообразна.

Интерес его сосредоточился главным образом на следующих областях филологического знания: 1) Цицерон и его роль в мировой культуре.

Наиболее крупные работы его в этой области — издание пятой речи Цицерона против Верреса (недавно появилось 3-е издание), перевод речей Цицерона (отчасти в сотрудничестве с Алексеевым, СПб., 1903), "Цицерон в истории европейской культуры" ("Вестн. Евр.", 1896, февр.), "Cicero im Wandel der Jahrhunderte" (Лпц., 1897), "Уголовный процесс 20 веков назад" ("Право", 1901, №№ 7 и 8), "Das Clauselgesetz in Ciceros Reden" (Лпц., 1904, Supplementband к "Philologus") и ст. Цицерон в настоящем Словаре. 2) Гомеровский вопрос.

Особенно здесь ценны: "Закон хронологической несовместимости и композиция Илиады" (сборник "Х?????????", СПб., 1897), "Die Behandlung gleichzeitiger Ereignisse im antiken Epos" (Лпц., 1901; Suppl. к "Philologas") и "Старые и новые пути в гомеровском вопросе" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", май, 1900). 3) История религий: "Рим и его религия" ("Вестн. Евр.", 1903), "Rom und seine Gottheit" (Мюнх., 1903), "Раннее христианство и римская философия" ("Вопросы философии и психологии", 1903), "Соперник христианства Гермес, трижды великий" ("Вестн. Евр.", 1904), "Hermes und die Hermetik" ("Archiv fur Religionswis senschaft", 1905) и в наст. Словаре ст. "Христианство и римская империя" и "Язычество". 4) История идей и история античной культуры.

Большая часть главным образом популярных статей в этой области объединена в сборнике "Из жизни идей" (т. I, СПб., 1905); ср. "Die Orestessage und die Rechtfertigungsidee" ("Neue Jahrb. fur das class. Alterthum", 1899, №№ 3 и 5) и "Antike Humanitat" (ibid., 1898, 1 и 1902). 5) Психология языка. "Вильгельм Вундт и психология языка" ("Вопр. философии и психологии", 1902). 6) Сравнительная история литературы.

Ряд введений к переводам произведений Шиллера (Семела, Орлеанская дева), Шекспира (Комедия ошибок, Перикл, Антоний и Клеопатра, Юлий Цезарь, Венера и Адонис, Лукреция) и Байрона (Гяур, Абидосская невеста, Осада Коринфа), выходящим под общей редакцией С. А. Венгерова.

К той же области относятся статьи "Мотив разлуки" (Овидий — Шекспир — Пушкин, "Вестник Евр.", 1903) и "Die Tragoedie des Glaubens" ("Neue Jahrb. fur das class. Alterthum", 1901). 7) В связи с реформой нашей средней школы стоят доклады З., напечатанные в "Трудах комиссии по вопросу об улучшении средней школы": "Образовательное значение античности" (т. VI) и "О внешкольном образовании" (там же, т. VII). В популярном блестящем изложении те же мысли в защиту классического образования изложены в публичных лекциях З., изданных под заглавием "Древний Mиp и мы" (второе издание в сборнике "Из жизни идей", т. II). Отличительная черта всех перечисленных трудов З. — блестящее соединение острого анализа и глубокого философского и психологического синтеза.

М. Р. {Брокгауз} Зелинский, Фаддей Францевич — известный филолог, христианин, профессор С.-Петербургского ун-та; род. в 1859 г. Обширное образование в связи с острым анализом и глубоким философским синтезом, при удивительном даре рельефно-красивого литературного изложения давно сделали имя Зелинского чрезвычайно популярным не только в России, но и за границею.

Когда возникла мысль об издании Евр. энц., инициаторы этого предприятия единодушно остановились при выборе редактора II (иудео-эллинского) отдела на З. Перу З. в настоящей Энциклопедии принадлежат, между прочим, ст. "Аристей" и "Асинарии". В издаваемой фирмою "Брокгауз-Ефрон" "Общей истории европ. культуры" З. (совместно с проф. М. И. Ростовцевым) всецело принадлежит редакция тт. V и VI, под общим заглавием "Раннее христианство" обнимающих ряд статей Ю. Велльгаузена (израильско-иудейская религия), А. Гарнака, А. Юлихера, Добшюца, Гэтча и Э. Ренана.

В своей замечательной книге "Из жизни идей" З. отводит блестящий очерк Гермесу Трисмегисту, устанавливая некоторую связь между эллинскими идеями и воззрениями египетско-семитического происхождения. — Ср. Энц. Брокг.-Ефрон, основ. и доп. тт. Г. Г. {Евр. энц.} Зелинский, Фаддей Францевич [1859—] — фиололог-классик, бывш. профессор С.-Петербургского университета, в настоящее время — профессор в Варшаве и член Краковской академии наук, по национальности поляк. Филологическое образование получил в Лейпцигском университете.

Разносторонний исследователь античной литературы и религии, З. сделал ряд ценных открытий в области науки о древности, нередко пролагая при этом новые пути, особенно в разработке проблем античной литературной техники.

Так, Зелинский установил структуру древнеаттической комедии ("О синтагмах в древнегреческой комедии", СПб., 1893; "О дорийском и ионийском стилях в древней аттической комедии", СПб., 1885; "Die Gliederung d. altattischen Komodie", Leipzig, 1885, и др.), сделал оригинальные наблюдения над повествовательной техникой гомеровского эпоса ("Закон хронологической несовместимости и композиция Илиады", Сб. в честь Ф. Е. Корша, М., 1896: "Старые и новые пути в гомеровском вопросе", "ЖМНП", 1900, кн. 5), дал метод восстановления утерянных греческих трагедий путем вскрытия рудиментарных мотивов в трагедиях более поздних авторов ("Рудиментарные мотивы в античной трагедии", Сборник в честь Э. Р. Ф. Штерна, Одесса, 1912; "Tragodumenon libri tres", Краков, 1925, ср. также введения к переводам трагедий Софокла и Еврипида), кропотливые исследования в области ритмики латинской художественной прозы ("Das Clauselgesetz in Ciceros Reden", "Philol. Suppl.", IX, 1904; "Der constructive Rhythmus in Ciceros Reden", "Philol. SuppL", XIII, 1913, ими. др.); ему же принадлежит выдающийся труд о значении Цицерона в истории европейской культуры ("Cicero im Wandel d. Jahrhunderte, Lpz., 1912, cp. "Цицерон в истории европейской культуры", "Вестник Европы", 1896, кн. 2) и множество мелких статей.

Работы З. отличаются свежестью наблюдений и искусством меткой характеристики, но страдают иногда чрезмерным схематизмом в построениях.

Отдавая дань моде на психологизм, З. стремится осложнить традиционный в изучении древних литератур филологический метод широким привлечением психологического элемента, однако не столько в плане индивидуальной психологии (сведения об античных писателях слишком скудны), сколько в плане психологии культуры на основе сравнительного изучения идеологий различных эпох и исследования влияния античности на европейскую культуру; в этом смысле метод З. можно определить как культурно-психологический.

Весьма значительны заслуги З. по пробуждению в русской интеллигенции интереса к античной культуре, дискредитированной "классическими гимназиями" Толстого и Делянова.

З. был долгое время единственным филологом-классиком в России, который не замыкался в узкие рамки специальных занятий и стремился ввести классическую филологию в общую систему гуманитарных наук, а предмет филологии — античность — в общую историю европейской культуры.

Ученый, отзывчивый к культурным проблемам современности, З. с девяностых годов выступает с рядом популярных статей и лекций по различным вопросам античной культуры, горячо защищает идею классического образования и неуклонно проводит мысль о неразрывной связи современности с древним миром [объединены впоследствии в сборниках "Из жизни идей", I — IV; книга "Древний мир и мы" ("Из жизни идей", т. II) переведена на многие иностранные языки]. Старому "классицизму", видевшему в античности недосягаемый идеал и образец для подражания, З. противопоставляет положение: античность — "семя, а не норма"; усвоение ценностей античной культуры народами Новой Европы в сочетании с национальными задатками этих народов составляет задачу "Возрождений" — романского XIV — XVI вв., германского XVIII — XIX вв. и грядущего славянского.

Резко отмежевываясь от исторического материализма, Зелинский объявляет себя сторонником "идеологизма", который кладет в основу всех гуманитарных наук психологию и выводит историю культуры из "стремления человеческой души к совершенствованию вложенных в нее природою задатков" к идеалам истины, добра и красоты в их светском и религиозном аспектах.

Лит-pa рассматривается З. в первую очередь как "проявление художественного гения" народа, и задачей историка литературы является претворение результатов филологической работы в "историко-художественном сознании". В популярных работах З. рассыпано много оригинальных мыслей и тонких наблюдений, относящихся к отдельным явлениям античной культуры, но "идеологизм" З. немедленно обнаруживает свою несостоятельность в проблемах динамики исторического процесса, и З. обычно вынужден ограничиваться констатированием идеологических изменений, не поддающихся истолкованию в желательном для него "психологическом" направлении.

Теория "национальных задатков" закрывает возможность понять греческую культуру генетически, и у З. остается единственный выход — преклонение перед "самобытностью" "избранного народа" — греков.

Эти общие недостатки историко-философской концепции, в связи с изолированным рассмотрением античности, без учета связи с Востоком и данных этнологии, приводят З. в его попытках синтеза античной культуры ("Древнегреческая религия", П., 1918; "Религия эллинизма", П., 1921; "Греческая литература эпохи независимости", П., 1919—1920; ср. учебник "История античной культуры", М., 1915) к ряду произвольных построений, непригодных даже как материал для социологического истолкования античности, и к замене исторического анализа субъективным "чувствованием", в значительной мере обусловленным симпатиями З. к католицизму.

Большое значение имели переводы З. (речи Цицерона, героиды) — "баллады-послания" Овидия, трагедии Софокла, редакция перевода трагедий Еврипида, исполненного Инн. Ф. Анненским, снабженного обширными введениями и комментариями.

Перу З. принадлежат также статьи по зап.-европейской литературе, гл. обр. о претворении античных мотивов в творчестве Шекспира, Шиллера, Байрона, Иммермана, Ницше, и пересказы античных мифов для детей ("Иресиона", 1—4, П., 1921—1922; "Античный мир", 1—3, П., 1922—1923). Библиография трудов З. до 1908: Список трудов проф. Ф. Ф. Зелинского, изданный ко дню двадцатипятилетия его преподавательской деятельности его учениками, 1884—1909, СПб., 1909; С 1908 по 1913 в — журнале "Гермес", 1914, стр. 84—87; Краткие автобиографические сведения в "Биографич. словаре профессоров и преподавателей ими. СПб. ун-та", СПб., 1896, стр. 265—267. И. Троцкий. {Лит. энц.} Зелинский, Фаддей Францевич Род. 1859, ум. 1944. Филолог-античник, историк культуры, переводчик.

Опубликовал ряд научных работ, среди проч. "Древнегреческая литература эпохи независимости" (1919—1920), "Религия эллинизма" (1922) и др. В 1922 г. эмигрировал.