Жидята Лука

(точнее св. Лука Ж. или Жирята) — второй по времени епископ новгородский, в первой половине ХI в. Несмотря на преобладавшее в то время влияние греческого духовенства в нашей церкви, князь Ярослав избрал русского Луку преемником первого новгородского епископа, грека Иоакима.

Сведения о жизни и деятельности Луки Ж. крайне скудны: известно из летописи, что он занял кафедру в Новгороде в 1034 г.; в 1051 г. освятил Софийский храм; вскоре после того был оклеветан перед митрополитом, вследствие чего три года содержался в Киеве и скончался на дороге.

Переводы его с греческого языка до нас не дошли. Единственное произведение Луки Ж., известное в древнерусской письменности, есть весьма краткое "Поучение к братии". Оно представляет значительный историко-литературный интерес, как первое собственно русское произведение духовной литературы.

Предполагают, что святитель новгородский произнес свое поучение при самом вступлении на кафедру.

Проповедник в самых простых, общедоступных выражениях дает первоначальные наставления в истинах веры и нравственности, в которых нуждалась его паства, еще мало проникнутая христианским учением.

Проповеднику приходилось напоминать символ веры, указывать необходимость исполнения самых основных обязанностей христианина по отношению к Богу, церкви и ближним.

Для историка нравов интересны в поучении указания на недостатки современной проповеднику русской жизни — пьянство, сквернословие, лихоимство и др. Поучение Луки Ж., сохранившееся лишь в поздних списках XV—XVI вв., напечатано в I т. "Русских достопамятностей" (1815), в "Истории русской церкви преосв.

Макария", ч. I, и в "Исторической хрестоматии церковно-славянского и древнерусского языков" Ф. Буслаева (1861). Bс. M. {Брокгауз} Жидята, Лука (умер около 1060 г.) — епископ Новгородский, знаменитый представитель древнерусской духовной иерархии и почти первый русский духовный писатель и проповедник.

Загадочное прозвище "Жидята", которым он называется даже в древнейших летописных списках (Лаврентьевском и Ипатьевском), и ветхозаветные мотивы, которыми проникнуто замечательное по простоте и богатству содержания "Поучение к братии" ("Памятн. древнерусск. церк. литер.", 1903, I) заставили многих исследователей (Малышевский, Гаркави и др.) считать еврейское происхождение Ж. несомненным.

По их мнению, Ж. мог быть насильно взят у евреев вместе с другими жидовскими мальчиками и насильно крещен еще при Владимире, затем взят в княжеские отроки, отдан в книжное обучение и определен на церковное служение.

Поэтому, когда великий князь посадил своего сына Ярослава на княжение в Новгороде, последний взял с собою Ж. Другие исследователи, наоборот, полагают несомненным чисто русское, новгородское происхождение Ж. — Ср.: Малышевский, "Труды Киевской духовной академии", 1878, II, 565—602, ib., III, 427—504; Гаркави, "Русь и русское в средневековой евр. литературе", "Восход", 1881, I, 72—74; Никольский, "Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности", 1902. И. Б. {Евр. энц.} Жидята, Лука еписк. новгородск., см. Лука Жидята. {Венгеров}