Доля Валентин Егорович

(р. 01.01.1934) — спец. по истории рус. и укр. филос. и религиоведению; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Кустанай (Казахстан).

Окончил филос. ф-т ЛГУ (1956). С 1958 преподавал филос. во Львовском мед. ин-те (с 1966 по 1996 в должности зав. кафедрой).

С 1997 — зав. кафедрой филос. Моск. гос. ун-та пищевых производств.

Канд. дисс. — "Критика православного нравственного богословия" (1964). Докт. дисс. — "Критика теологического понимания свободы" (1974). В работах Д. рассмотрена трактовка свободы (аксиол. аспект) в метафизике всеединства (софиологии) и рус. экзистенциализме; у софиологов вскрывается тенденция подчинения человеческой свободы всеединству, даже добровольного отказа от нее во имя соборности, органического целого, "симфонических личностей" и т.п., у экзистенциалистов выявляется отношение к свободе как к самодостаточной ценности, иррациональной, изначально амбивалентной способности выбора как добра, так и зла (1973); анализируется феномен мировоззренч. сознания применительно к нац. формам филос. знания (1980, 1985); Д. исследуются также образы нац. филос. в совр. укр. культурол. рефлексии; согласно этой рецепции, в рус. типе философствования доминируют идеи соборности, "цельного знания", признание исключительной ценности православия, двойственное отношение к европеизму (1992, 1993); для укр. же типа характерны персонализм и "кордоцентризм" (1992, 1996); наряду с греко-православной ориентацией в нем представлена и униатско-католическая; его эт-номентальные основания — чисто европ.; если в рус. историософии мессианистская тенденция выступает как этатистская идеологема Москвы — третьего Рима, то в укр. — как идея нац. религ. миссии преодоления раскола в мировом христианстве, культурол. синтеза его зап. и вост. ветвей (1995, 1996). Соч.: Критика теологического понимания свободы.

Львов, 1973; Теоретико-познавательный и психологический аспекты формирования научного мировоззрения. [В соавт.]. Киев, 1980; Иллюзия духовности.

Львов, 1985; Проблемы развития философской мысли Украины в трудах Д.Чижевского.

Львов, 1992; Русская идея в зеркале украинской культурологии // Второй симпозиум историков русской философии "Русская философия: новые решения старых проблем". Ч.1. СПб., 1993; Духовный смысл истории Киевской Руси в трактовке П.Флоренского // Четвертый круглый стол "История религии в Украине". Киев-Львов, 1994; Философия и метафизика всеединства // "Гуманизм.

Человек.

Духовность". Материалы конф. Дорогобыч, 1996; Проблема религиозного осмысления феномена хозяйства в философии С.Н.Булгакова. [В соавт.]. Калининград, 1998; Человек техногенной цивилизации на рубеже двух тысячелетий. [В соавт.]. Калининград, 2000; Диалектика веры и разума в философии Вл.Соловьева. [В соавт.] // Социум.

Научные труды Моск. Академии экономики и права. Вып.4. М., 2000.