Галуппи Балтазар

прозванный Буранелло по острову Бурано, близ Венеции (на котором он родился 6 октября 1706 г.) — знаменитый итальянский композитор и капельмейстер придворного оркестра Императрицы Екатерины II. Г., сын цирюльника, учился у Лотти в Венеции и в качестве плодовитого оперного композитора (всего за время 1722—73 гг. были поставлены 93 оперы Г.) скоро приобрел известность.

В 1762—64 гг. Г. был капельмейстером при церкви св. Марка и директором консерватории degl''Incurabili в Венеции.

Успех опер Г. на родине заставил Императрицу Екатерину пригласить его в Петербург.

Он был встречен Императрицей высокомилостиво.

Точная дата приезда Г. в Петербург устанавливается современным известием в "СПб. Ведом." (1765, № 79): "Минувшего сентября 22 дня прибыл сюда славный Виртуоз, Г. Балтазар Галуппи, прозванный Буранолло.

Он выписан по всемилостивейшему Ее Императорского Величества повелению первым при здешнем Императорском дворе Капельмейстером, и удостоился щастия, что Ее Императорскому Величеству представлен был в самый день своего приезда". С Г. был заключен контракт на 3 года с жалованьем по 3000 руб., при 1000 руб. квартирных и экипажных денег (Архив дир. Имп. театров, отд. II, стр. 86; в том же Архиве, отд. III, стр. 100, указания года службы, размера жалованья Г. и о том, что он был приглашен "сочинителем балетной музыки" — неверны).

На обязанности Г. лежало сочинять оперы и "придворную" музыку.

Еженедельно, по средам, Г. должен был играть на клавесине и управлять придворными камер-концертами.

Об исполнении Г. на куртагах Императрицы рассказывает Порошин в своих "Записках". За время своей службы при дворе Г. был постоянно отличаем и награждаем; так, императрица пожаловала его красным бархатным сюртуком, вышитым золотом и подшитым соболями, собольей шапкой и такой же муфтой.

После второго представления оперы Г. "Didone abbandonata", прошедшей с громадным успехом в 1766 г., Императрица послала композитору золотую, украшенную бриллиантами табакерку с 1000 червонцами, приказав передать, что этот подарок завещан ему Дидоной.

Опера "Отъезд Энеев, или Оставленная Дидона" (1-е представление 12 июля 1766 г. на сцене придворного театра) была первой написанной Г. для петербургской сцены. В том же году (26 сентября) была поставлена вторая опера, написанная Г. для Петербурга — Il Re раstore (Царь-пастух), не имевшая такого большого успеха, как "Дидона". Третья опера Г., "Ифигения в Тавриде", поставленная впервые незадолго до отъезда композитора в Италию (1-е представление 21 апреля 1768 г., в день рождения Императрицы), по свидетельству Я. Штелина, заключала в себе "весьма сильные аффекты и 10 хоров". Впоследствии эта опера была переведена на русский язык и ставилась на русской сцене, вместе с другой оперой Г. — "Сельский философ" (Москва, 1774). Одновременно с должностью главного капельмейстера Г. было поручено также сочинение духовно-музыкальных произведений для придворной певческой капеллы и, по-видимому, обучение наиболее даровитых питомцев последней.

Бортнянский — ученик Г. По свидетельству Штелина, Г., впервые прослушав церковный концерт Капеллы, с изумлением сказал: "un si magnifico coro mai non ho sentito in Italia!". Г. — первый из иностранных композиторов, сочинявших музыку на текст богослужебных песнопений православной церкви; вместе с тем он — родоначальник "концертов" в русском церковном пении. Влияние Г. на наше церковное пение, главным образом через посредство Бортнянского, — значительно и продолжительно, так как от него пошло в православном церковном пении преобладание итальянского стиля. Г. написаны 3 концерта (Услышит тя Господь;

Господи сердце мое; Суди, Господи) и отдельные песнопения (Блогообразный Иосиф; Плотию уснув; Слава и ныше; Единородный Сыне и др.). Существуют издания их — Придворной Капеллы и Юргенсона.

Несмотря на успех Г. в Петербурге и значение, приобретенное им здесь, в придворных сферах и церковном пении, по окончании контрактного срока он уехал на родину, летом 1768 г. Возможно, что одной из причин невозобновления с ним контракта была грубость его обхождения с подчиненными; по свидетельству одного современника, Г. на репетициях "Дидоны" (следовательно, уже в первое время своей придворной службы) — "кричал и шумел по-венециански при всякой ошибке в исполнении". По возвращении в Венецию Г. занял прежнее место капельмейстера собора св. Марка и сохранил его до самой смерти (3 января 1784), продолжая в то же время работать для оперной сцены. "СПб. Вед.", 1765, № 79; "Моск. Вед.", 1766, №№ 61, 81, 99; "СПб. Вед.", 1768, № 56; "Арх. дир. Имп. театр.", отд. II, стр. 86—87, отд. III, стр. 100; "Азб. указ.", стр. 22; Burney: l) "The present state of mus.", 28; 2) "Gen. hist. of music"; Eitner, "Biogr.-bibl. Q. Lex.", IV, 138—141 (подр. список изд. и рукоп. соч. Г.); Fetis, "Biogr. univ.", III, 393—394; Mendel, "Mus. Conv. Lex.", IV, 117; Воротников, "Библ. для чтен.", 1851, с. V; Schill, III, 286—127; Stahlin, Mus., §§ 5—7, 63, 66, 67, 71; Штелин, см. "Муз. Старина", вып. III; Порошин, "Зап.", 453, 532; "Драм. Словарь", 1787, 65, 66; Марков, "Ист. оч. рус. оп.", 40, 41; Штаффорд, "Ист. муз." (Воронов), 367, 380; Евгений (митрополит): 1) Словарь, І, 55; 2) "Ист. рус.", 10—11, прим. 36; Разумовский, Церк. пен., стр. 224 и далее; Перепелицын, "Ист. муз.", 74, 76, 100, 117, 124; Преображенский: 1) "Словарь церк. пения", 25; 2) Придв. кап. 150 л. наз.; "Рус. Муз. Газ.", 1902, № 11; Риман, "Муз. слов.", 284; Рубец, "Биогр. лекс.", 18; Серов, "Крит. ст.", II, 772; IV, 2052; "Биогр. композ." (изд. Дурново), стр. 111; Wotquenne, биогр. Г. (1902); "Обзор ист. конц. Синод. учил.", 1895 г., 31—33. Н. Финдейзен. {Половцов}