d637ee0c
Горский Дмитрий Павлович - Биография

Горский Дмитрий Павлович

(31.12.1920—16.08.1994) — спец. по логике, методол. науки и теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Рыбинск Ярославской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1948), асп. МГУ (1951). Работал в ИФ АН СССР (РАН): с 1969 до 1987 заведовал разл. секторами, а с 1985 по 1987 — зав. отделом диалектич. материализма, затем — гл. н. с. ин-та. С 1967 работал также проф. кафедры логики филос. ф-та МГУ. Заслуженный деятель науки РФ (1981). Г. — автор учебников по логике (1961, 1963); впервые в отеч. учебно-пед. литературе использовал идеи и методы матем. логики и элементы ее аппарата.

Исследовал проблему абстракции в связи с процессами образования разл. видов понятий (особое внимание уделил образованию понятий через отношения типа равенства), построил логико-матем. модель абстрагирования на основе учения А.Черча о ламбда-кон-версии, на теор. уровне ввел понятие об идеализации, показал, что лейбницевское определение абстрактного тождества м.б. использовано лишь на уровне обобщенной теории; предложил классификацию определений, исследовал специфику определений в формализованных теориях и формальных системах, в физ. и соц. теориях; показал, что строгость, достигаемая путем введения в науку определений, всегда относительна: она зависит от принимаемых в научных теориях абстракций и идеализации.

Ввел понятие об аналитических и синтетических способах обобщения и проанализировал их виды; особое внимание уделил проблеме обобщения естественнонаучных теорий на основе конкретизации исходной предметной обл. и наложения на нее нек-рых ограничений, ввел понятие о релевантном и нерелевантном отношении зависимостей.

Исследовал понятия о реальных типах, их отличия от обычных родовидовых понятий; показал, что большинство понятий в гуманит. науках — это понятия о реальных типах, разрабатывал их семантику.

Занимался иссл. общих проблем методол. и диалектич. логики, в посл. годы — особенностями построения полит.-экон. теории, изложенной в "Капитале" К.Маркса.

Соч.: Логика.

Уч. пос. для педагогических училищ.

М., 1961; Вопросы абстракции и образование понятий.

М., 1962; Логика.

Уч. пос. для педагогических институтов.

М., 1963; Проблемы общей методологии науки и диалектической логики.

М., 1966; Определение.

М., 1974; Диалектика отождествления нетождественного в процессе познания // Диалектика научного познания.

М., 1978; Диалектические аспекты правил введения и удаления // Там же; Обобщение и познание.

М., 1984; Forward the construction of a general theory of concept. [В соавт. с М.С.Бургиным] // The opened curtain. Boulder, 1991; Ошибки гения самые опасные // Наука и жизнь. 1991. № 7; Трудовая теория стоимости: критический анализ концепции К.Маркса // ВФ. 1992. № 12.