Анастасий Братановский

(до пострижения Андрей Семенович) — архиепископ астраханский, род. 16-го октября 1762 г., в м. Барышевке, Переяславского уезда Полтавской губ., где отец его был священником, ум. 7-го декабря 1806 года. Окончив курс в Переяславской семинарии, Братановский в 1782 г. поступили преподавателем словесности и латинского языка в Севскую семинарию, а чрез год перешел в Вологду, где архиереем был его родной дядя, Ириней Братановский, назначивший своего племянника учителем риторики, пиитики, истории и географии в тамошней семинарии.

От природы скромный, сосредоточенный и религиозный, Андрей Братановский, живя у своего дяди-архиерея, обнаружил склонность к монашеству, о чем и заявил своему покровителю-родственнику.

Однако, последний, зная по опыту трудности монашеской жизни и имея в виду молодость своего племянника, отнесся к его заявлению не особенно сочувственно, и чтобы отвлечь его от пострижения, перевел даже во вновь открытую тогда в Кириллово-Белозерском монастыре семинарию.

Однако, там ему пришлось пробыть недолго: слух о его проповедническом таланте, который он обнаружил в Вологде, состоя одновременно преподавателем и катехизатором, достиг Петербурга, куда молодой учитель-проповедник и был вызван митрополитом Гавриилом в 1790 году, и качестве учителя красноречия в Александроневскую семинарию.

Приняв здесь монашество (26-го июня 1790 г.) с именем Анастасия, молодой инок, вместе с учительством в семинарии, исполнял обязанности катехизатора, а затем законоучителя (с 1792 г.) кадетского шляхетского корпуса, причем возведен был 8-го сентября в сан архимандрита Зеленецкого монастыря.

Когда о проповедническом таланте Анастасия узнала Императрица, то он был назначен (в 1793 г.) придворным проповедником.

Рассказывают, что Екатерина II, выслушав проповедь Анастасия в придворной церкви, приглашала его иногда повторить ее в своем кабинете, причем отзывалась так: "Анастасию должно подражать или превзойти его; но ни то, ни другое невозможно". В 1794 г. российская академия, во внимание к проповедническим трудам Анастасия, избрала его своим членом.

В 1795 г. Анастасий назначен был настоятелем Сергиевой пустыни, а с 1796 г. архимандритом Московского Новоспасского монастыря, членом Св. Синода и вторично законоучителем кадетского корпуса. 20-го декабря 1797 г. Анастасий хиротонисан во епископа белорусского; 15-го сентября 1801 г. возведен в сан архиепископа; в 1803 г. переведен в Могилев, а в декабре 1805 г., вследствие болезни, назначен в Астрахань, где в декабре следующего года и скончался от чахотки.

Архиепископ Анастасий занимает очень видное место в истории русского проповедничества, и если его проповеди не составляют эпохи, то, во всяком случае, имеют многие своеобразные достоинства, оказавшие немалое влияние на последующее развитие русского проповедничества.

Анастасия, обыкновенно, сравнивают с знаменитым французским проповедником Массильоном, и это сравнение имеет свое основание: у обоих одинаково проглядывает знание сердца человеческого, те же яркие картины нравов, сильное одушевление и тихое благочестие даже в патетических местах, то же отсутствие отрывочных фраз и скачков, изысканных противоположений и монотонности, темных и парадоксальных метафор, то же ровное и естественное течение мыслей.

По своему направлению, Анастасий может быть причислен к разряду проповедников-публицистов.

В своих проповедях он весьма верно воспроизводит нравы современников и с силою обличает те крайности в умственном и нравственном направлениях, которые господствовали в то время и шли в разрез с евангельским учением.

Тогдашнее неверие, проявлявшееся под влиянием энциклопедистов, как в теоретическом отрицании истин христианской религии и нравственности, так особенно в практической жизни нарушением христианских обязанностей, обращало особенное внимание Анастасия.

Таковы его проповеди о подчинении разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о промысле Божием и т. п. истинах, против которых с особенною силою восставала тогдашняя философия.

Кроме проповедей, известны следующие сочинения Анастасия: оригинальное: "Трактат о расположении проповедей", M. 1806 г., и переводные: "Предохранение от неверия и нечестия", СПб. 1794 г., поэма Арнода "Плач Иеремии", СПб. 1797 г., "Истинный Мессия", М. 1801 и 1851 г., "Опыт о совершенстве", из Формея, СПб. 1805 г. Не издано: "Толкование на евангелие от Иоанна". Проповеди Анастасия, под заглавием "Поучительные слова", вышли в 2-х частях в 1796 г.; третья часть появилась в 1806 г., а 4-я — в 1807 г.; новейшее издание в одном томе, с биографией и портретом, появилось в 1850 г. Дела архива Св. Синода. — Филарет, "Обзор рус. дух. литер.", стр. 394—396. — Митр. Евгений, "Словарь дух. писат.". — Д. Бантыш-Каменский, "Словарь", изд. 1847 г. — Сухомлинов, "История росс. академии", т. I, стр. 245—257. — Порфирьев, "История русской словесности", т. II, стр. 400—405. {Половцов} Анастасий Братановский — Архиепископ Астраханский и Ордена Св. Анны 1-го класса Кавалер, Член Св. Синода и Императорской Российской Академии, родился в Малороссии, близ Киева, в местечке Барышевке 1761 года Октября 16; обучался в Переяславской Семинарии, а по окончании наук своих с 1783 года был учителем в Севской, с 1784 года в Вологодской Семинарии три года, а в 1789 году перешел в Новгородскую Епархию, где сперва был также учителем в Кирилло-Белозерской Семинарии, а с Января 1790 года определен в Александро-Невскую учителем Поэзии и вскоре потом Риторики.

В том же году он пострижен в монашество и с тех пор сверх Семинарской должности обучал еще Закону Божию Кадетов Гвардии Измайловского Полка, а в 1792 году из Семинарии выпущен и определен в Сухопутный Кадетский Корпус Иеромонахом и Законоучителем, и в том же году произведен в Архимандрита Зеленецкого Монастыря.

В 1795 году переведен Архимандритом же в Сергиеву Пустынь, а в 1796 году в Московский Новоспасский Монастырь; но в том же году пожалован Членом Св. Синода и призван в С.-Петербург вторично в звание Законоучителя Кадетского Корпуса, а 20 Декабря 1797 года хиротонисан во Епископа Белорусской Епархии; по хиротонисании тогда же получил Орден Св. Анны I класса; в 1801 году Сентября 15 пожалован Архиепископом, а в 1805 вызван в С.-Петербурге для присутствования в Св. Синод, и того же года Декабря 20 переведен в Астрахань, а при отпуске получил от Государя Императора алмазную Панагию.

В 1806 году Указом Декабря 7 предоставлено ему и в отсутствии титло Члена Св. Синода; но он до получения известия о сем того же месяца 9 дня скончался от роду 45 лет. Из сочинений его изданы в 8 долю листа: 1) Четыре тома Поучительных Слов, говоренных с 1792 по 1807 год. В первом содержатся наилучшие поучения, говоренные во время трехлетней чреды Священнослужения в С.-Петербурге при Дворе и в других Церквах с 1792 по 1796 год; некоторые из них печатались порознь, а совокупно изданы в С.-Петербурге 1796 г. Во второй части — большею частью сказыванные в Москве, изданы 1799 г. В третьей — говоренные в Белорусской Епархии, изданы 1806 г.; а в 4-й — говоренные в Астрахани изданы 1807 г. Последние три части печатаны в Москве, и при четвертой находится обстоятельное жизнеописание его, присовокупленное Н.Н. Бантыш-Каменским и несколько отрывных его мыслей.

В 1814 г. вышло и второе издание сих поучений, в Москве; 2) Классическая, для Семинарий, книжка на Латинском языке о расположении проповедей, под названием: Tractatus de concionum dispositionibus formandis, напечатана в Москве 1806 г. в 8 долю листа, но она слишком суха для наставления и содержит только раздробление идей и разделение их. Из переводов его с Французского языка напечатаны: 1) Предохранение от безверия и нечестия 1794 г. в С.-Петербурге; 2) Плач Иеремии Пророка, Поэма Арнода 1797 г. в С.-Петербурге; 3) Истинный Мессия, или доказательство о Божественном пришествии в мир Иисуса Христа и Его Божестве, в Москве 1801 г.; 4) Опыт о совершенстве, из Формея, в С.-Петербурге 1805 г., все в 8 долю листа гражданскими буквами. {Болховитинов}