Антоний Илляшевич

— епископ вятский, родом из Польши, ум. 16-го ноября 1755 г. Обучался в Киевской духовной академии, был наставником в разных учебных заведениях и по принятии монашества возведен в сан архимандрита Московского Новоспасского монастыря, 25-го мая 1748 г. хиротонисан во епископа вятского, где и скончался.

Будучи в Вятке, он особенно заботился о развитии проповедничества среди вятского духовенства, а равно об украшении церквей и благопристойном совершении таинств в приходских церквах.

Он требовал, чтобы сосуды церковные обязательно были серебряные или в крайнем случае оловянные, но никак не медные или жестяные.

Немало также заботился Антоний об обращении в православие вогулов в Чердынском уезде, и для новообращенных строил особые церкви.

Главным помощником его в этом деле был игумен Иов Тукмачев.

Плат. Любарский, "Иерархия вятская и астраханская", в "Чтениях", год ІІІ, № 7. — Попов, "Великопермская епархия ", стр. 38, — Никитенков, "Иерархи вятской епархии". {Половцов} Антоний Илляшевич — епископ Вятский и Великопермский.

Родился в Польше.

Обучался в Киевской духовной академии.

По окончании был начальником разных учебных заведений.

Пострижен в монашество и в 1739 году возведен в сан архимандрита Московского Новоспасского монастыря. 25 мая 1748 года хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского.

Скончался 16 ноября 1755 года. Преосвященный Антоний, сам будучи ученым, с уважением относился и ко всем ученым.

Управляя Вятской епархией, он заботился об украшении церквей, о развитии проповедничества среди приходского духовенства, о благоговейном совершении церковных богослужений.

Он трудился в деле обращения вогулов в Православие, для новообращенных строил особые церкви.

Преосвященный Антоний имел прекрасные душевные качества.

Это был человек умеренный, "наблюдал чистоту без великолепия, обилие без роскоши, строгость без жестокости, однако чрез подчиненных своих, которые по причине его смирения могли свободно предпринимать все по своей воле, введен был в непринадлежащие ему хлопоты". Жизнь этого епископа весьма трогательна и поучительна. "Святитель Антоний, — по выражению современника, — был просто замучен и перетерт между двух ножниц". В его время поссорились между собой два секретаря — "консисторский" и "провинциальный", а к своей личной ссоре они присоединили вопрос о праве монастырей на владение крестьянами, отчего "воспламенился великий пожар". Провинциальный утверждал, что архиерейский дом и монастыри неправильно владели крестьянами, а консисторский проявил себя как бы адвокатом архиерейского дома и монастырей.

Подстрекаемые провинциальным секретарем, в эту тяжбу вмешались сами черносошные крестьяне, которые, вооружась, "чинили смертные убийства и кровопролитие", а для усмирения их прибывали многочисленные военные команды.

Видя такое нестроение, епископ Антоний поехал в Москву просить о переводе его в другую епархию, но его просьбу не удовлетворили и вернули назад "между сии острые ножницы", где он и "замучился, переменив с печали временную сию жизнь на бесплачевную вечную". Епархия осталась в жесточайшей смуте и тяжбах, а несчастные "черносошные" — в обиде, гонениях, сварах и "смертном убийстве". О времени правления епископа Антония даже сложилась поговорка: "при нем нет толку, как при литвине". Составилось мнение, что епископ Антоний, будучи смиренным и добрым монахом, не сумел совместить истинное смирение с владычественностью и, как архиерей, оказался совершенно неспособным к правлению.

Однако, по-видимому, будет вернее понимать, что в его трагической судьбе больше всего виновата особенность того времени, которое породило крестьянские восстания и кровавые последствия их. Литература: Попов Е., протоиерей.

Великопермская епархия. — Пермь, 1879, с. 38. Платон (Любарский), архимандрит.

Иерархия Вятская и Астраханская // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1848, № 7—8. Никитников Г. А. Иерархи Вятской епархии. — Вятка, 1863. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 5, с. 705. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1398. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 79. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 800. Православный собеседник. — Казань, 1911, март, с. 84. Русская старина. — 1879, апрель, с. 752. Исторический вестник. — 1881, май, с. 61—62, 65. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 79. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 1181. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 592. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 219. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 56.