Азерская Елизавета Григорьевна

(урожд. Платоновская; по первому мужу Азерская) [28. 2(11. 3). 1868, Полтава — 13. 3. 1946, Москва] — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица и педагог.

Жена С. Трезвинского.

Род. в семье ремесленника.

Окончив гимназию в Ростове-н/Д., поступила на акушерские курсы в Казани.

Пению обучалась в Киев. муз. уч-ще (кл. Н. Нолле и К. Эверарди), к-рое окончила в 1891; также брала уроки у К. Прохоровой-Маурелли.

В 1892—94 совершенствовалась в вокальном искусстве у А. Броджи (Милан) и у Бертрами (Париж). В 1891 дебютировала в "Орлеанской деве" в Киев. опере (антр. И. Сетова), здесь же пела в 1894—95. В 1895—97 выступала в Астрахани, Казани (1896), Саратове, Н. Новгороде, Киеве, Вильно.

В 1897— 1918 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Амнерис).

В 1901 гастролировала в Киеве (вместе с Л. Собиновым), в 1904 — в Одессе и Праге. Обладала сильным, звучным голосом красивого тембра и широкого диапазона, актер. темпераментом. 1-я исп. партий: Тизбы ("Анджело"; 2-я ред.), Лауры ("Каменный гость"; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова), в Большом т-ре — Отрока ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Кончаковны ("Князь Игорь"), Эпихарисы ("Нерон"), Насоновой ("Боярыня Вера Шелога"), Любавы ("Садко"), Рафаэля ("Рафаэль"), Лолы ("Сельская честь"), Шарлотты ("Вертер"), Кармен ("Кармен"), Маргариты ("Гибель Фауста"); в Киеве — Весны-красны ("Снегурочка"). Лучшие партии: Рогнеда ("Рогнеда"), Кармен.

Др. партии: Ангел, Марина Мнишек, Груня ("Вражья сила"), Ольга ("Евгений Онегин"), Марина ("Добрыня Никитич" А. Гречанинова), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Морозова ("Опричник"), Любовь, Ганна ("Майская ночь"), Любаша ("Царская невеста"), Лель; Зибель, Азучена, Маддалена, Фидес, Далила, Паж Урбан, Дидона ("Троянцы в Карфагене"), Пекки, Ортруда, Фрика ("Валькирия"). Партнеры: Г. Бакланов, Л. Клементьев, А. Нежданова, Н. Салина, С. Трезвинский, П. Хохлов, Ф. Шаляпин.

Пела п/у И. Альтани, С. Рахманинова, А. Рубинштейна, В. Сука, П. Фельдта.

Постоянно выступала в камерных концертах (в т. ч. в Киеве, 1895, 1897). С 1900 принимала участие в концертах Кружка любителей рус. музыки (Москва).

Репертуар включал романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева, А. Бородина, П. Чайковского, Ц. Кюи, Н. Римско-го-Корсакова, С. Рахманинова, А. Аренского, А. Гречанинова (певице часто аккомпанировал А. Гольденвейзер).

Искусство А. высоко ценили Л. Собинов, С. Рахманинов, С. Василенко, В. Сук, М. Ермолова, А. Остужев.

С 1918 преподавала в Москве в муз. техникумах им. А. и Н. Рубинштейнов и им. А. К. Глазунова, в 1922—25 — в частном муз. уч-ще В. Зограф-Плаксиной, в 1930 — в Гос. обл. техникуме, в 1932—34 — в Рабхормастерской при ВТО, в 1932— 36 — педагог-вокалист при ЦПКиО им. М. Горького.

Соч.: Автобиография (рук.). — в ЦГАЛИ, ф. 911, оп. 1, ед. хр. 204; Заглядывая в прошлое // Сов. артист. 1939. № 24; Поделиться опытом с молодежью // Там же. № 48.