Бадрис Олджис

(Budrys; Альгирдас Йонас Будрис; р. 1931) — Амер. прозаик и ред. По национальности литовец, Б. род. в Кенигсберге (Вост. Пруссия, ныне — Калининград, Россия), эмигрировал в США в 1936 г; работал ассистентом у отца, представлявшего в США литовское. пр-во в изгнании; учился в Ун-те Майами (шт. Огайо) и Колумбийском ун-те в Нью-Йорке. Первая публикация — "Высокая цель" (1952). С 1965 г. вел колонки рец. в ведущих амер. журналах.

НФ — "Гэлэкси" (Galaxy), "Фэнтези энд сайнс фикшн" (The Magazine of Fantasy & Science Fiction); объединены в сб. "Отметки на скамейке: книжная полка Галактики" [Benchmarks: Galaxy Bookshelf] (1985); др. статьи Б. составили сб. "Нелитературные влияния на научную фантастику" [Non-Literary Influences on Science Fiction] (1983). Живет в Эванстоне (шт. Иллинойс).

С нач. 1950-х гг. Б. публиковался регулярно, быстро выбившись в лидеры "гуманитарного", соц.-ориентированного направления в послевоен.

НФ (с Р.Шекли, Ф.Диком и др.). После романа-дебюта "Кто-то не умрет" [Some Will Not Die] (1961; сокр. 1961 — "Ложная ночь" [False Night]; испр. 1978), рисующего мрачный мир после катастрофы, Б. привлек внимание политич. триллером "Кто?" [Who?] (1958), отразившим атмоcферу шпиономании в период "холодной войны"; экранизирован.

Детективный сюжет о зап. ученом -киборге, относительно к-рого есть подозрения в "подмене" (после аварии его "собрали по частям" в СССР, навсегда скрыв лицо железной маской), удачно совмещен с филос. размышлениями на тему поисков человеком "самости", личностного осознания себя. Параноидальными ощущениями послевоен. эпохи пронизан и роман "Упавший факел" [The Falling Torch] (1957-1959; 1959; доп.1991), героико-романтическая история борьбы революционного подполья на Земле с инопланетным тираном.

Успех Б. принес роман "Проказница Луна" [Rogue Moon] (1960), признанный классикой НФ. На поверхности это история открытия загадочного лабиринта, оставленного инопланетянами на Луне и убивающего всякого, кто попытается проникнуть внутрь; второй план содержит "букет" символических и мифол. подтекстов: обряд инициации, Апокалипсис, легенду о Минотавре, "умирание — воскресение" (в рез. телепортации c Земли). Популярности романа способствовала внутренняя культура и органичность, с к-рой соединены оба пласта.

После 1965 г. Б. надолго замолчал, напомнив о себе лишь романом "Майклмас" [Michaelmas] (1977). Это пока наиб. значительное произв. писателя, панорама близкого будущего, в к-ром mass media стали целиком и полностью определять политику.

Герой — телеобозреватель Майклмас, с помощью усовершенствованного компьютера не только следящий за всеми новостями в мире, но и "творящий" их ежеминутно, — вызывает авторские симпатии своей ответственностью и профессионализмом;

Майклмасу импонирует роль "неофициального" Руководителя (в то время как его электронный помощник уже реально контролирует все компьютерные сети планеты).

На рус. яз. переведен р-з Б. "Пугливое дерево" (19..; рус.1992). Вл. Г. Др. соч.: "Человек с Земли" [Man of Earth] (1955; испр. 1958). Сб. "Неожиданное измерение" [The Unexpected Dimension] (1960). Сб. "Ад Бадриса" [Budrys'' Inferno] (1963; др. — "Неистовое будущее" [The Furious Future]). "Эмсирс и Железный Шип" [Amsirs and the Iron Thorn] (1967; др. — The Iron Thorn). Сб. "Кровь и пламя" [Blood & Burning] (1978).