Бычков Виктор Васильевич

(р. 04.09.1942) — спец. по эстетике; д-р филос. наук. Род. в Москве.

Окончил Моск. энергетический ин-т (1965), асп. филос. ф-та МГУ по кафедре эстетики (1972). С 1972 Б. работает в ИФ АН СССР (РАН), с 1992 — гл.н.с, рук. иссл. группы "Неклассическая эстетика". С 1998 — зав. сектором эстетики.

Канд. дисс. — "Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве" (1973). Докт. дисс. — "Эстетические идеи патристики" (1981). Начиная с 1970 ведет иссл. в обл. патристической культурологии и эстетики, византийской и древнерус. эстетики, рус. религ. эстетики XIX—XX вв. На основе этих иссл. Б. вводит в науч. оборот понятие "православной эстетики" (эстетики культур православного ареала) и исследует ее историю (и предысторию) от Филона Александрийского и ранних отцов Церкви до П.Флоренского, С.Булгакова, совр. представителей.

Считает православную линию истории культуры и эстетики самобытной, отличной от путей и принципов западноевроп. культуры (эстетики).

Под эстетикой Б. понимает не только одну из дисциплин филос. цикла, как она сложилась в новоевроп. культуре, и интенции к ней в вербальной культуре прошлого, но и особую сущностную характеристику культуры, выражающую специфический неформализуемый дух. опыт, органически присущий человеку, опыт предельно высокого уровня.

Одной из важных особенностей православной эстетики Б. считает ее принципиально нерефлективный, недискурсивный характер; отмечает пронизанность эстетич. сознанием всей православной культуры, органическое единство религ.-мистического и художеств.-эстетич. опыта. К осн. категориям православной эстетики (наиболее полно разработанным в патристике у византийских авторов) относит образ, символ, знак, икону, возвышенное, прекрасное, свет, цвет; к гл. характеристикам эстетич. сознания (получившим предельное выражение в искусстве Древней Руси) — соборность, системность, символизм, софийностъ, каноничность, духовность, повышенную нравственно-этическую ориентацию.

Важными компонентами православной эстетики считает эстетику аскетизма и литургическую эстетику.

Для последнего этапа православной эстетики, именуемого Б. неоправославным (Вл.Соловьев, П.Флоренский, С.Булгаков и др.), характерна повышенная филос.-богословская рефлексия эстетич. идей, высокая оценка художеств.-эстетич. опыта, связь эсхатологических чаяний с теургической эстетикой; замыкание богословия и филос. на софиоло-гии как на новом этапе православной эстетики.

Сильное влияние православной эстетики Б. усматривает в эстетике рус. символизма и у нек-рых теоретиков рус. авангарда.

Еще одна сфера науч. интересов Б. — художеств. культура XX в., особенно в ее новаторских направлениях и поисках от авангарда до постмодернизма.

Б. рассматривает систему наиболее продвинутых арт-практик XX в., к-рую он называет ПОСТ-кулътурой, в качестве важнейшего свидетельства глоб. переходного периода в культуре, преобразования культуры в некое иное качество, одной из гл. причин к-рого явился НТП. Полагая, что здесь недостаточны традиционные дискурсивно-аналитические способы иссл., Б. разрабатывает особый метод филос.-поэтическо-медитативного проникновения в арте-феноме-ны и арте-факты совр. художеств. культуры; его результаты фиксируются им вербально в форме ПОСТ-адекваций — специфического жанра постмодернистской эстетики.

При его разработке Б. исходит из предпосылки, что дух и форма совр. художеств.-эстетич. иссл. должны быть конгруэнтны анализируемому феномену.

Б. — автор статей (Byzantine Aesthetics, Icon, Russian Aesthetics: Religious Aesthetics) в "Encyclopedia of Aesthetics", изданной Колумбийским ун-том (T.I, 2, 4; N.Y., Oxford, 1998) и статей по эстетике ("Авангард", "Безобразное", "Возвышенное", "Игра", "Прекрасное", "Символизм", "Эстетика", "Эстетическое") в "НФЭ". Соч.: Византийская эстетика.

Теоретические проблемы.

М., 1977; Эстетика поздней античности. II—III вв. (Раннехристианская эстетика).

М., 1981; Эстетика Аврелия Августина.

М., 1984; Малая история византийской эстетики.

Киев, 1991; Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского // Литературное обозрение.1992. № 3/4; Русская средневековая эстетика XI—XVII века. М., 1992 (2-е изд. — 1995); Феномен древнерусского эстетического сознания // Утренняя звезда.

М., 1993; Die neoorthodoxe Theologie der Ikone // Ostkirchliche Studien. Bd.42. Hft 1. Wurzburg, 1993; The Aesthetic Face of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. Crestwood, N.Y., 1993; Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви.

Т.1. Апологеты.

Блаженный Августин.

М., 1995; Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995; Эстетический смысл софиологии о. Сергия Булгакова // Введение в храм. М., 1997; К исследованию духовных основ искусства: Художественная культура авангарда // Spectrum. Vol.1. V.2. Cbnins. 1997 (англ. яз.); Религиозно-эстетическое сознание в России XIX—XX веков. Пролегомены к Тексту о современном этапе поисков духовного в искусстве // Вопросы искусствознания. X (1/97). М., 1997; Искусство нашего столетия.

ПОСТ-адеквации // КорневиЩе 0Б. Книга неклассической эстетики.

М., 1998; Икона и русский авангард начала XX века // Там же. М., 1998; 2000 лет христианской культуры sub specie aestethica. T.1. Раннее христианство.

Византия М. —СПб., 1999; Т.2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия.

М.-СПб., 1999; К историософии современного искусства // Пространства жизни. М., 1999; Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис. 1999. № 1; Художественно-эстетическая феноменология авангарда и модернизма // КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики.

М., 2000; XX век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. 2000. № 2, 3.