Цесевич Платон Иванович

[25. 11(7. 12). 1879, д. Негневичи Новогруд. у. Минск. губ., ныне Гроднен. обл. — 30. 11. 1958, Москва] — арт. оперы (бас-кантанте) и камерный певец. Нар. арт. РСФСР (1947). Род. в бедной крестьянской семье. С 1887 жил в Киеве, где окончил двухклассное уч-ще. Из-за материальных трудностей не смог продолжать образование и три года работал в столярной мастерской.

В 1895 вместе с родителями переехал в Екатеринослав, где работал литейщиком и токарем на разных заводах.

С девяти лет пел в хоре киев. Софийского собора (п/у регента Я. С. Калишевского), а затем принимал участие в любительских концертах и спектаклях в Екатеринославе.

Вскоре был зачислен статистом гастролировавшей там укр. труппы под рук. М. Старицкого и М. Кропивницкого; позднее пел в митрополичьем хоре Екатеринослав. собора.

В 1898 ок. восьми мес. занимался пением у И. А. Левина в Екатеринославе и одновременно выступал в Укр. муз.-драм. т-ре. В 1901 выступал с опереточной труппой Н. Балсуновского в Сочи, Армавире и др. городах, затем с труппой Д. Гайдамаки — в Новороссийске и Ростове-н/Д, с труппой Ярошенко — в Варшаве (здесь голос певца высоко оценил А. Дидур). С 1902 жил в Петербурге, где брал уроки пения у Я. Любина.

Позднее выступал в укр. драм. труппе О. Суслова (сад "Аркадия" и моск. сад "Эрмитаж"). Летом 1904 пел в Н. Новгороде, где под рук. дирижера И. Палиашвили подготовил неск. партий.

В сент. 1904 дебютировал в партии Гремина в Харьков. антр. В. Валентинова (худож. рук. и дирижер Л. Штейнберг).

В этот период брал уроки пластики у балетмейстера Манебена.

Летом 1905 выступал в Петербург.

Новом летнем т-ре "Олимпия" (антр. Е. Кабанова и К. Яковлева), в том же году — Харькове, затем в Петербурге (Нар. дом, антр. М. Циммермана. 1905—07), Казани и Саратове (1906), Киеве (1907—10 и 1912), Баку (1909, антр. П. Зурабова), Одессе (1910—15 и 1918—22), Н. Новгороде (1912 и 1917). Выступал на сцене моcк. Большого т-ра (дебютировал в 1907 в партии Мефистофеля — "Фауст", в 1913 — в опере "Валькирия", однако в труппу не был принят; в 1915—16 выступал как гастролер).

В 1915 — 18 солист моcк. Оперы С Зимина.

В 1918 — 23 гастролировал по городам Украины и Кавказа.

С 1922 жил в Москве.

В 1925 по совету А. Луначарского отправился за границу совершенствоваться в вокальном искусстве.

В Милане брал уроки у В. Ванцо; в том же году пел в неаполитан. т-ре "Сан-Карло", в февр. 1926 — в Модене, затем в париж. "Гранд-Опера" (исп. партию Бориса Годунова).

С 1927 гастролировал по СССР, в 1930 — 33 — Италии, Испании, Румынии, Франции (в мае 1932 в париж. "Опера комик" пел вместе с Ф. Шаляпиным).

С 1933 выступал на оперной сцене эпизодически (1941 — Одесса, Тбилиси, в февр. 1942 — Ереван, затем Тбилиси).

В 1949 в Одессе состоялось последнее выступление певца на оперной сцене. "Пение с детства, труд рабочего, занятия пением и труд в зрелом возрасте делают из Цесевича выдающегося певца-актера, обладающего не только отличными природными данными, но и умением трудиться над ролью и партией.

Он был приучен брать все собственным, так сказать, горбом" (С Левик)*. Репертуар включал ок. 50 партий. 1-й исп. партий: Мирзы — Намык-хана ("Черный тюрбан"), Тараса Бульбы ("Тарас Бульба" H. Лысенко; инструментовка Л. Штейнберга); в Киеве — Добрыни Никитича ("Добрыня Никитич"), Мефистофеля ("Мефистофель"); в Харькове — Ризничного ("Тоска"), Коллена ("Богема"); в Одессе — Мельника ("Русалка" А. Даргомыжского), Мефистофеля ("Фауст"), Владимира Галицкого, Нилаканты; в Большом т-ре — Малюты Скуратова ("Царская невеста"); в Баку — Бориса Годунова; на рус. сцене — Лефорта ("Царь и плотник"). Лучшие партии: Борис Годунов (подготовил вместе с М. Бихтером и А. Петровским), Досифей, Сусанин ("Жизнь за царя"). Кочубей, Кардинал ("Жидовка"). "В то время Цесевич представлялся мне лучшим после Ф. И. Шаляпина исполнителем Бориса Годунова и безусловно лучшим Кочубеем в "Мазепе" Чайковского.

Сцена галлюцинаций Бориса и сцена Кочубея в тюрьме проводились артистом на высоком реалистическом уровне, с большой эмоциональностью и художественным тактом" (С. Левик)*. Др. партии: Руслан, Кончак, Салтан, Карась, Гремин;

Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Марсель ("Гугеноты"); Сен-Бри, Филипп II, Лотарио, Вотан ("Валькирия"). Партнеры: И. Апчевский, М. Баттистини, Н. Большаков, M. Куржиямский, Л. Липковская, М. Литвиненко-Вольгемут, М. Максаков, А. Нежданова, Л. Собинов, И. Томарс, Ф. Шаляпин.

Пел п/у Н. Бакалейникова, Э. Купера, Н. Миклашевского, Дж. Пагани, А. Пазовского, М. Штеймана, Л. Штейнберга.

Вел активную конц. деят-сть. Камерный репертуар певца включал романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ж. Массне, укр. и рус. нар. песни. С 1902 исп. рус. и цыган. романсы на эстраде петерб. сада "Аркадия". В 1904 выступал с концертами укр. нар. песен и романсов в Н. Новгороде, в 1906 — в Поволжье, на Урале и в Средней Азии. В 1910 участвовал в выступлениях укр. хора п/у А. Кошица.

После Октябрьской революции давал концерты в рабочей и красноармейской аудиториях.

В 1921 организовал в Одессе группу артистов (скрипач Н. Мильштейн, певец М. Куржиямский и др.), с к-рой концертировал по городам Украины; денежный сбор от выступлений шел в помощь голодающим.

С 1933 вновь продолжил конц. гастроли по СССР. В 1955 состоялся последний концерт певца. Выступал в концертах в ансамбле с С. Кусевицким.

Ц. был в дружеских отношениях с композиторами А. Скрябиным, Н. Лысенко (высоко ценившим его искусство), И. Стравинским, поэтом М. Волошиным (любившим слушать в его исп. рус. песню "Прощай, радость" и романс Даргомыжского "Старый капрал"), писателем В. Гиляровским.

Записывался на грампластинки (24 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1903, под псевд. Платонов; "В. И. Ребиков", 1904; "Колумбия", 1907) и Киеве ("Интернациональ Экстра Рекорд"), 1911; "Экстрафон", 1912). Соч.: Мои поездки // Веч. Москва. 1935. № 74: 31 марта. № 3. Лит.: Додо. Опера Зимина.

Цесевич // Зрелища. 1922. № 18. С. 17; Eго же Опера Зимина: Борис Годунов — Цесевич // Там же 1923. № 23. С. 14; Кокин А. Платон Цесевич // Сов. музыка. 1935. № 5. С. 87; Mepлинский Г. Партнер Шаляпина и Собинова//Веч. Москва, 1958. 10 окт.; Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С Штейнпресс.

Т. 1. — М., 1960. С. 230—231; Днепpов М. Полвека в оперетте. — М., 1961. С 38; Шток И. А песня живет //Сов. музыка. 1962. № 5. С 25—27; Eго же Премьера: Рассказы драматурга. — М., 1975. С. 6—45; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 75, 76; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С 132; Кравейшвили Б. Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси. 1970. С. 36—37; Mлинарис Д. О. Из рассказов театрального администратора // Урал (Свердловск). 1973. № 6. С. 166; Eфpeмов В. Н. Белорус Цесевич. — Минск, 1974 (на белорус. яз.); Его же. С Шаляпиным рядом // Неман (Минск). 1975. № 2. С. 159— 164; Квалиашвили М. Г. Воспоминания оперного режиссера, — Тбилиси, 1975. С. 36; Коломенський М., Iльін С. "Його голос, уникальноі краси і сили" // Музика (Киів). 1980; № 1. С. 26—27; Козловский І. "Двойник Шаляпінаа" // Культура і життя (Киів). 1984. 15 лютого.

С. 8; Лисенко I. Народний співак //Киів, 1984. № 8. С. 164—169.