Фаддей Какойлович
или Какуйлович — архимандрит; сын протопопа (ц. с. Песочного, Кашогорской протопопии, луцкой епархии) Лаврентия Степановича, род. около 1694 г. 11-ти лет от роду Ф. был отдан в Николаевский Мелецкий монастырь для обучения русской грамоте и латинскому языку, в 1709 г. перешел в луцкую латинскую школу, через два года — в латинскую школу во Владимире Польском, в 1713 г. — в люблинскую и в 1715 г. — во львовскую, которую окончил в 1719 г. В мае 1719 г. он поступил в число братии Елецкого Успенского монастыря, 13 сентября того же года пострижен был в монашество, 9 декабря посвящен во иеродиакона и затем вскоре в иеромонаха. 6 октября 1721 г. Ф. был определен наместником Новгородсеверского Спасского монастыря; в сентябре 1722 г. — префектом и учителем риторики черниговского коллегиума.
В феврале 1725 г., по прошению, Ф. был уволен от наместничества и должностей по коллегиуму и отпущен на пребывание в Елецкий монастырь.
В августе 1730 г. Ф. был вторично назначен префектом и учителем риторики коллегии, 22 января 1732 г. — вторично же наместником Новгородсеверского монастыря и в марте 1733 г. — архимандритом этого монастыря.
С 1734 по 1737 г. он находился под судом по обвинению в неслужении в царские и викториальные дни установленных служб и проч. и все это время содержался под караулом в Глухове, Чернигове и Петербурге при Синоде и Тайной Канцелярии.
По определению Синода от 3 февраля 1736 г. Ф. отрешен был от настоятельства; 27 июля 1737 г., по приговору Тайной Канцелярии, нещадно наказан в Синоде плетьми и при указе от 31 июля отправлен во "смирения место", в распоряжение белоградского архиепископа Петра. Определенный 24 февраля 1738 г. настоятелем Судженской Предтечевой пустыни, Ф. 24 февраля 1739 г. был перемещен в Святогорский Успенский монастырь, а 14 января 1741 г. был вызван Синодом в Москву для участия в производившемся тогда исправлении славянского текста библии, причем ему было поручено временно, до окончания исправления, управлять Московским Крестовоздвиженским монастырем.
В Москву Ф. прибыл в конце июня того же г. и окончил работу (совместно с иеромонахом Кириллом Флоринским) к сентябрю 1742 г. Труд его и его сотрудника, как видно из собственных их показаний, заключался в том, чтобы привести в порядок сделанные ранее исправления и, сверх того, сличить эти исправления и весь текст (кроме Псалтири) с известными в то время греческими кодексами.
Сличение это производилось с текстами Ватиканским, Комплютенским и Александрийским, с предпочтением, за некоторыми исключениями, последнего, "дабы разорения старой русской библии текстом не учинилось". По окончании исправления Ф. был отпущен в Святогорский монастырь, где и скончался 25 мая 1758 г. Дела Архива Св. Синода, 1723 г., № 83; 1734 г., № 398; 1738 г., № 24. — "Описание документов и дел Архива св. Синода", тт. III и XIV. — "Черниговские Епархиальные Известия", 1861 г., неоф. часть, стр. 163. — "Чтения в Общ. Истории и Древностей", 1884 г., II, отд. 1. — М. Лилеев, "Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской духовной семинарии", СПб., 1880 г., стр. 206. — Филарет, архиеп., "Историко-статистическое описание Харьковской епархии", М., 1852 г., отд. І. — Его же, "Историко-статистическое описание Черниговской епархии", кн. 3. — "Описание Новгородсеверского Спасо-Преображенского первоклассного мужского монастыря", стр. 65—66 (Черн., 1873 г.). — "Святогорская Успенская общежительная пустынь, Харьковской епархии", изд. 5, Одесса, 1896 г. — Строев, "Списки иерархов", СПб., 1877 г. Н. Туб—в. {Половцов}