Иосиф патриарх московский и всея Руси

— пятый патриарх московский и всея Руси, преемник Иоасафа І и предшественник Никона, умер 15 апреля 1652 г. Уроженец г. Владимира на Клязьме, он избран был на патриаршество 20 марта 1642 г. из архимандритов московского Симонова монастыря, по закрытому жребию, из шести избранных царем Алексеем Михайловичем кандидатов.

Деятельность его на патриаршем столе была направлена прежде всего на заботы и мероприятия для благоустройства церкви.

В 1646 г. пред началом великого поста патриарх разослал "окружной наказ" миру и мирянам о том, чтобы пост был всеми соблюдаем во всей строгости, чтобы все приходили в церковь неопустительно и стояли в ней благочинно, молясь со слезами о своих грехах; сборщиков, которые ходили по церквам с блюдами и образами, а равно нищих, которые иногда заводили в церкви брань и драки, приказано было не впускать в церковь во время богослужения.

Священнослужителей, которые "почнут ходить безчинно и пьянствовать", патриарх грозил "смирять большим смирением", а о мирянах, которые будут непослушны духовным отцам, приказывал доносить ему, патриарху, после чего "на всех тех непослушных будет государев указ". В 1647 г. состоялось постановление патриарха и целого собора иерархов о том, чтобы, начиная с благовеста к вечерне накануне всех воскресных и праздничных дней и в эти самые дни затворять торговые ряды и бани, прекращать всякую работу и всем православным собираться в храм для молитвы; открывать торговлю в воскресенье и праздники дозволялось лишь с четырех часов вечера; исключение делалось единственно для торговли кормом скоту. Подобным же образом запрещена была торговля во все продолжение крестных ходов, пока с крестами не придут в соборную церковь. — Наиболее важным событием патриаршества Иосифа было издание богослужебных и церковноучительных книг, — в таком количестве, в каком они не издавались ни при одном из его предшественников, — отчасти прежде издававшихся, отчасти новых, причем иные издания в его патриаршество повторены были по нескольку раз (Псалтырь, богослужебная и вместе учебная — восемь раз, другие богослужебные книги — от двух до пяти раз; всего было издано 19 богослужебных книг). Из книг церковно-учительных замечательны издания житий русских святых (Саввы, Сергия и Никона Радонежских), творений отцов церкви (Ефрема, Феофилакта болгарского, Дорофея, Анастасия Синаита, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Двоеслова, Иоанна Дамаскина, Епифания Кипрского, Златоуста, Кирилла туровского и многих других); издаваемы были также книги апологетические и полемические — против латинян и протестантов (сборник творений святых отцов о почитании икон, "Кириллова книга", "Книга о вере" и другие), канонические ("Собрание о артикулах веры", "Кормчая" и другие), — всего 36 названий книг, в том числе 14 раньше не издававшихся на Руси. Книги печатались с прежних славянских списков, иногда с значительными переменами и прибавлениями, но без сличения с греческими подлинниками; и хотя для этого дела избраны были "лучшие" люди из тогдашнего московского духовенства (Иоанн Наседка, Михаил Рогов, архимандрит Сильвестр, протопоп Иоаким, старцы Савватий, Евфимий и Матфей, миряне Шестой Мартемьянов, Захарий Афанасьев, Захарий Новиков), но по причине малой образованности этих "справщиков", число неисправностей и погрешностей в книгах в это время значительно увеличилось сравнительно с прежними изданиями и, что особенно важно, в это время в них внесены были те ошибочные мнения, которые составляют учение раскола.

По выражению архиепископа Филарета, справщики "не оставили в покое почти ни одной строки в прежних книгах". Учение о двуперстии для крестного знамения до Иосифа существовало лишь в "большом катихизисе", Лаврентия Зизания издания 1627 года, при Иосифе оно внесено было также в предисловие к "псалтири", книге особенно распространенной, в "следованную псалтирь", в "Кириллову книгу", в "книгу о вере" и в "малый катихизис". Учение о сугубой аллилуйи до Иосифа в богослужебных книгах не существовало, а при нем оно внесено в "служебник", "часослов" и другие.

Неизвестно, не замечал ли только престарелый патриарх этих новшеств, положившись всецело на своих справщиков, или и разделял эти мнения сам. Не прежде, как после указания бывшего в Москве в 1649 г. иерусалимского патриарха Паисия, у царя и патриарха Иосифа возникла мысль о необходимости сличения печатаемых славянских книг с греческими подлинниками, а равно русских обрядов с обрядами церквей восточных, для чего и был отправлен на восток Арсений Суханов, который с своими наблюдениями и заключениями по этому предмету и с массою — свыше 700—старинных греческих книг возвратился уже по смерти патриарха Иосифа.

В конце патриаршества Иосифа обнаружилось решительное движение против изменений, внесенных в богослужебные книги справщиками, и стремление надавать эти книги не иначе, как по сличении их с греческими подлинниками, чему способствовало влияние бывших в России греков, а также Никона, в это новгородского митрополита.

Такое же происхождение имело и еще одно важное предприятие, впрочем неосуществившееся в это время — издание славянской библии, исправленной по греческому тексту, для чего были присланы из Киева, согласно воле царя Алексея, Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий.

В патриаршество же Иосифа боярин Ртищев основал близ Москвы монастырь, в котором до тридцати прибывших из Киева ученых монахов преподавали желающим славянскую и греческую грамматику, риторику и философию — что было, по-видимому, плодом внушений царю со стороны Никона: патриарх дал свое "благословение" одновременно с царским на то "изволением". По инициативе царя, несомненно под влиянием Никона, поднят был вопрос об отмене, так называемого "хомового" или "раздельно-речного" пения и многогласия (т. е. одновременного пения и чтения несколькими лицами) различных частей церковной службы — например шестопсалмия и кафизм — ради скорейшего ее совершения); патриарх Иосиф открыто противился этому нововведению, отстаивая старину.

Узость своих взглядов и недостаточное знание правил церковных патриарх Иосиф особенно ясно обнаружил в своем послании "о великих церковных потребах" к Константинопольскому патриарху Парфению, писанном в 1650 г.; в этом послании он спрашивал указаний по таким вопросам, ясные ответы на которые имелись в cуществующих церковных канонах и даже в Священном Писании, как например: "можно ли многим архиереям и иереям служить литургию на двух потирах"? "могут ли муж и жена произвольно оставлять друг друга для поступления в монастырь кого-либо из них"? "может ли священнослужитель жениться на вдове"? "следует ли в службах церковных соблюдать единогласие"? Патриарх Парфений ответил на эти вопросы отчасти разъяснениями, которые содержались уже в готовом виде, в церковных книгах, отчасти простыми указаниями на соответствующие церковные правила.

Что касается отмены "многогласия" в церковных службах, то патриарх настолько решительно отстаивал его, что понадобилось составить собор иерархов для решения этого вопроса, и только когда собор единогласно высказался за отмену многогласия, патриарх не противоречил более. — Наконец бывшие в Москве при патриархе Иосифе догматические споры московских богословов, протопопов Никиты и Михаила, ключаря Ивана Наседки, с протестантским пастором Матвеем Фильгобером, прибывшим в Москву, в свите датского королевича Вольдемара, представляют весьма интересный факт в истории русского богословия.

Речь шла об обливательном крещении, о таинстве священства, о почитании святых и икон, и русские богословы выказали большое знание дела и начитанность, а от лица патриарха составлено было и общее изложение догматов православной веры. Наконец при Иосифе, без всякого его противодействия, учрежден был Монастырский Приказ, причем духовенство было по всем гражданским и уголовным делам сделано подсудно мирским чиновникам; против этого Приказа впоследствии, как известно, сильно восставал Никон. От патриарха Иосифа сохранилось "поучение архиереям и священноинокам и мирским иереям", которое он при самом вступлении на патриаршескую кафедру напечатал и разослал всему духовенству.

Оно состоит из трех частей: в первой речь обращена специально к духовному чину; во второй — к князьям, судьям и всем православным; в третьей опять обращает речь к иереям — с изложением канонов церковных, относящихся к их служению.

По обилию мыслей и всесторонности изложения обязанностей пастырей церкви, а также и обязанностей мирян по отношению к церкви — послание Иосифа одно из лучших произведений этого рода; но, без сомнения, оно было составлено не самим патриархом, а кем-либо из близких к нему людей. — По выражению митрополита Макария, как правитель церкви Иосиф не оставил по себе доброй памяти.

Он отличался пристрастием к накоплению богатств.

После него одной "келейной казны", составлявшей его личную собственность, осталось 13400 руб. и множество ценной серебряной утвари; домовой же патриаршей казне им собрано было до 15000 руб., суммы, потому времени весьма значительной. — Жалуемые царем драгоценные материи, парчи и т. п. Иосиф продавал и обращал в деньги, имея в виду купить большие земельные владения.

Духовенство патриаршей области жаловалось на него за то, что всем ставленникам для поставления, а также попам, имевшим надобность в перехожих грамотах, он велел являться к нему в Москву, хотя бы из самых отдаленных мест области, которая простиралась более чем на 800 верст, вместо того, чтобы дозволять им, как было прежде, посвящаться у ближайших к местам их служения архиереев, — что разоряло священнослужителей и их семьи и обогащало патриарших подъячих.

Скончался патриарх Иосиф среди тяжких огорчений, испытанных им от споров о "хомовом" пении, во время которых все были против него. Патриарх Иосиф, подобно своему предшественнику титуловался не "государем", а только "великим господином". Митр. Макарий, "История русск. церкви", т. XI; Филарет, архиеп. черниговский, "История русск. церкви"; Соловьев, тл. IX — X; Мансветов, "Как правились на Руси церковные книги"; Белокуров, "Арсений Суханов". ?. Б. {Половцов} Иосиф, патриарх московский и всея Руси (с 1642 по 1652) — пятый патриарх московский и всея Руси. Первым его делом было издание обширного "поучения" к русской иерархии и всему духовенству.

Затем замечательными событиями его патриаршества были: 1) прения о вере с Фильгобером, пастором датского принца Вольдемара, прибывшего в Россию в качестве жениха царевны Ирины (см. соотв. статью); сам патриарх лично, в письмах к Вольдемару, склонял его к принятию православия. 2) Рассылка в 1646 г. "Наказа", замечательного по яркой обрисовке тогдашнего церковного быта и уклонений от установленного строя церковной жизни в России. 3) Печатание церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми).

Заведовавшие изданием лица, избранные патриархом из видных представителей духовенства, в пять из этих книг внесли раскольнические мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуйе и т. д., а также много своевольных изменений и дополнений; при последовавшем вскоре за тем образовании раскола старообрядства эти книги послужили для него главной и, для того времени, сильной опорой. 4) Основание в Москве Ртищевского училища и вызов группы ученых киевлян, насадивших в Москве школьное образование и давших русской литературе ряд ценных по тому времени работ. 5) Посылка на Восток Арсения Суханова (см. соотв. статью), для сличения веры русских с верой греков; при преемнике И. он возвратился, с массою книжных сокровищ. 6) При И., хотя и вопреки его воле, совершилось уничтожение зла, против которого тщетно боролась церковная иерархия до него — так назыв. "многогласия" при богослужении, состоявшего в том, что при совершении какого-либо богослужения один из клира читал положенные псалмы или молитвы, другой в то же время пел церковные песни, которые следовало петь по окончании чтения тех псалмов, в т. д. И. посылал письмо константинопольскому патриарху Парфению, спрашивая у него решения этого и других "великих" вопросов, хотя все они уже были решены в данных еще древней церковью церковных правилах, которых патриарх, очевидно, не знал. Темное пятно на памяти И. — корыстолюбие; он скопил большие богатства, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области.

Н. Б. {Брокгауз} Иосиф, патриарх Московский и всея Руси — патриарх Московский и всея Руси. Родился в городе Владимире-на-Клязьме, где его родной брат служил соборным протоиереем.

С 1639 года — архимандрит Московского Симонова монастыря. 20 марта 1642 года он был избран на пустовавший около полутора лет патриарший престол, а через семь дней, 27 марта, состоялась торжественная интронизация.

Это был пятый русский патриарх.

Избирался он несколько своеобразно.

Царь Михаил Федорович сам написал для избрания имена шести кандидатов на патриарший престол (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на Собор. Святители взяли сначала три жребия и вложили в панагию, которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев.

Также поступили и с другими тремя жребиями.

И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные прежде два жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита.

Избранным оказался Иосиф. Непросто складывались взаимоотношения патриарха Иосифа с царем Алексеем Михайловичем.

Особенно они обострились в последние годы жизни патриарха, во время его конфликта с кружком "боголюбцев". Патриарх Иосиф безуспешно боролся против введения в церквах единогласного пения и чтения, на чем настаивали "боголюбцы" во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым.

В начале 1649 года патриарх Иосиф созвал церковный Собор, участники которого осудили противников многогласия, когда одновременно совершались в разных местах храма различные части богослужения.

Например, в одном месте читалось шестопсалмие, в другом — кафизмы, в третьем — канон или пелись какие-либо стихиры.

Впрочем, инициатором этого дела был митрополит Новгородский Никон, который в последние годы жизни патриарха Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял всеми церковными делами.

Между тем царь Алексей Михайлович поддержал своего духовника и не утвердил посланного ему соборного деяния.

Более того, он отказал патриарху в требовании наказать Стефана Вонифатьева за публичное поношение бранными словами патриарха и членов "освященного собора". Е. Е. Голубинский не без основания полагал, что резкое объяснение между патриархом и царским духовником произошло именно из-за решения Собора 1649 года. В соборном уложении 1651 года о единогласии патриарх писал: "Третие бо се лето есть биему от свадник, терпя клеветные раны". Вступив на патриарший престол уже в старости, он не мог быть таким советником молодому царю, какими были для царя патриарх Филарет, а после него патриарх Никон. Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами.

Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы.

На освящении церкви во имя святого пророка Божия Илии в Ярославле в 1650 году патриарх принес в дар новой церкви частичку ризы Господней.

Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, для чего выписывал ученых из Киева. В 1649 году справщики московской типографии подготовили к печати "в научение детям" полемический Краткий катехизис Петра Могилы.

Учебная литература, представленная прежде лишь специальными Псалтирями, Часовниками, Азбуками и Букварями, пополнилась "Грамматикой" Мелетия Смотрицкого (1648). В истории русской книжности патриарх Иосиф остался прежде всего как покровитель книгопечатания.

При нем было издано столько печатных книг, сколько не выходило ни при одном его предшественнике: всего 92 названия, многие из которых неоднократно переиздавались.

Столичные типографы по благословению патриарха Иосифа выпустили немало новых, ранее никогда в Москве не печатавшихся изданий.

Было начато благое дело сличения богослужебных книг с греческим текстом.

Для осуществления этого намерения в 1649 году были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту (Пустосвята) и других.

Однако последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения.

В результате это благое начинание не дало положительных результатов.

Тогда же был послан в Грецию ученый монах Арсений Суханов для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения.

При патриархе Иосифе были открыты мощи преподобного Саввы Звенигородского, преподобного Александра Свирского и святого князя Георгия Всеволодовича.

При нем же, по мысли митрополита Никона и соборному определению, были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за веру и отечество: патриарха Иова из Старицы, святого патриарха Гермогена из Чудова монастыря и святого митрополита Филиппа с Соловецкого острова. 5 апреля 1652 года во время встречи мощей патриарха Иова престарелый святитель сказал царю: "Вот, смотри, государь, как хорошо за правду стоять, и после смерти слава". Вскоре после этого он заболел и 15 апреля 1652 года скончался, не дождавшись прибытия мощей святителя Филиппа.

Погребен в Московском Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.

После смерти патриарха Иосифа осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение.

Завещания патриарх Иосиф не оставил, и все его накопления, по указанию царя, в основном были розданы на монастыри и церкви.

Труды: Патриаршее поучение // Голубцов А. П. Вступление в патриаршество и поучение к пастве Иосифа патриарха Московского // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891; 1888. — Т. 42, с. 327—381. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. — М., 1891, с. 126—175. Два послания датскому королевичу Вальдемару от 21 апреля и 23 мая 1644 года // Голубцов А. П. Памятники прений о вере, вызванных делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1846—1918; 1892. — Кн. 2, отд. 2, с. 164—165. Моление к мощам патриарха Иова // Николаевский П. Ф. Материалы по истории русской церкви // Христианское чтение. — СПб., 1885, сентябрь-октябрь, с. 503—504. Литература: Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 11, с. 95—179. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

История Русской Церкви: в 5 пер. — 5-е изд. — М., 1888. — Пер. 4, с. 17, 42, 192—195, 216, 224, 240. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 2, с. 1274,1275,1277,1278,1279,1553—1557; т. 3, с. 201, 202, 207. Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги. Материалы для истории книжной справы в XVII столетии. — М., 1883. Белокуров С. А. Арсений Суханов: в 2 ч. — М., 1891—1893. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 44, 511, 516, 519, 527, 528. Богословский М. С, протоиерей.

Московская иерархия.

Патриархи. — М., 1895, с. 21—24. Четыркин Ф. В. Жизнеописания святейших патриархов московских и всея России. — СПб., 1893, с. 42, 43, 47. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 6,151. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 131. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — с. 1405. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 74, 95,106. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 99. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 653, 654. Сборник для любителей духовного чтения. — М., 1888, с. 304. Всероссийский календарь. — СПб., истор. отдел., 1917, с. 87. Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 1, с. 515. Православный собеседник. — Казань, 1874, июнь, с. 50. Исторический вестник. — СПб., 1882, май, с. 365. — 1884, июнь, с. 680. — 1888, июнь, с. 701—704. — 1890, июль, с. 204. — 1904, февраль, с. 688. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1876, июнь, с. 384. — 1879, апрель, с. 734. Журнал Московской Патриархии. — М., 1944, № 9, с. 14. —1945,№3.-с. 66—69. — 1948,№3. — Сб. — 1954, № 4, с. 11. Русский архив. — М., 1893. — Кн. 3, с. 6 (Скворцов Н., Московский кремль). — 1901. — Кн. 1, № 2, с. 219. — 1910. — Кн. 1, № 3, с. 421, 422. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 442—445. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 13-а (кн. 26), с. 758. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 346—348. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 11. Булычев А. А., Понырко Н. В. Иосиф // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1993. — Вып. 3, ч. 2, с. 99—105. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 6, с. 326—328, 330, 332, 336—339, 343—347, 350, 359, 360, 362—365, 367—369, 373, 375, 376, 610, 614.