Михайлова Мария (Марья) Александровна

(урожд. Ван-Путерен, псевд. Михайленко) [3(15).6.1864 (в нек-рых источ. 4,5.1866 и 1871), Харьков — 18.1.1943, Пермь] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица.

Пению обучалась три года в Петербурге на Муз-.драм. курсах Е. Рапгофа (у проф. З. Реннинг-Вильде).

Позднее в течение четырех лет в летний период совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане у С. Ронкони и Париже — у А. Бакса и Де-Лаборде.

В 1892—1912 солистка петерб.

Мариинского т-ра (дебютировала в партии Маргариты Валуа). Часто выезжала на гастроли: в Орел, Тамбов (1896), Одессу, Москву (Большой т-р, 1902), Владивосток (1903), города Сибири (1909), за границу — в Чехию, Болгарию, Сербию, Грецию, Австрию (в 1903 вместе с М. Долиной) и Японию (с А. М. Лабинским, 1907). Обладала гибким, легким, хорошо поставленным голосом "серебристого" тембра и широкого диапазона, владела колоратурой, имела привлекательную сцен. внешность.

Репертуар певицы включал св. 30 партий. 1-я исп. партий: Электры ("Орестея"): в Мариинском т-ре — Марцелины ("Фиделио"); на рус. сцене — Воглинды ("Гибель богов"). Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Снегурочка, Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Джильда, Лакме, Маргарита Валуа, Амина. Др. партии: Княгиня, Ольга и Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Даша ("Вражья сила"), Оксана ("Ночь перед Рождеством", одна из 1-х исп., чередовалась с Е. Мравиной), Волхова, Иоланта, Наталка: Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), Церлина ("Дон Жуан"), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Берта ("Иоанн Лейденский"), Инесса ("Африканка"), Мими и Мюзетта ("Богема"), Нанетта ("Фальстаф"), Миссис Форд, Каролина, Аннхен, Виолетта, Микаэла, Сантуцца, Олимпия, Герхильда, Ортлинда.

Партнеры: И. Ершов, М. Корякин, А. М. Лабинский, Л. Собинов, Ф. Стравинский, Ф. Шаляпин.

Пела п/у Ф. Блуменфельда, Э, Крушевского, Э. Направника.

М. неоднократно концертировала по России и за границей (в т. ч. в Крыму, совмеето с А. Александровичем).

Последние гастроли состоялись в 1914. Камерный репертуар включал произв.

А. Алябьева, А. Варламова, М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова.

А. Гречанинова, С. Гулак-Артемовского, Н. Лысенко, А. Рубинштейна, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ж. Массне, Ш. Гуно, Б. Годара, Б. Сметаны, А. Едлички, А. Коципиньского, рус. и укр. нар. песни. А. Глазунов посвятил певице застольную песню "Кубок янтарный" и дуэт "Эх ты, песня" (1-я исп. вместе с М. Долиной, 2 янв. 1900). Записывалась на грампластинки (349 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1901 —14; "Пате", 1903, 1908; "Колумбия", 1903; "Лирофон", 1904) и Москве ("Граммофон", 1910 — арии, романсы, дуэты с А. М. Давыдовым, Н. Большаковым, E. Збруевой, В. Касторским, Ф. Шаляпиным.

Нек-рые архив. записи М. — в ГЦММК. Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 31; Россия в ее прошлом и настоящем (1613—1913). Т. 1. — М., 1914; Старк Э. (Зигфрид).

Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., С. 132.