Митрохин Лев Николаевич

(р. 01.03.1930) — спец. по истории филос., филос. религии и религиоведению; д-р филос. наук, проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1953), асп. того же ф-та (1956). С 1958 работал в ИФ АН СССР. В 1974—1978 — на дипломатической службе в США. В 1979—1987 — в Ин-те междунар. рабочего движения; с 1987 — вновь в ИФ АН СССР. В наст. вр. — зав. отделом аксиологии и филос. антропологии.

Гл. ред. ж. Президиума РАН "Social Sciences". В трудах М. иссл. роль религии в становлении европ. культуры, истории и совр. состояние протестантизма, фундам. проблемы филос. религии.

Многие публикации М. посвящены истории и совр. состоянию реформационных движений на Западе и в России, преимущественно баптизма.

В их числе: "Современное христианское сектантство" (М., 1962); "Баптизм и современность" (М., 1964); "Кризисные явления в современном баптизме" (М., 1967). В капитальной монографии "Баптизм: история и современность" (СПб., 1997) М. одним из первых в науч. литературе представил цельную картину формирования мирового баптизма — как зап., так и росс. В русле этой проблематики находятся и работы М. о взглядах У.Рау-шенбуша, М.Л.Кинга, Р.Нибура, Б.Грэма и др. вед. теологов Запада.

Специальное внимание М. уделил проблемам христ. антропологии, обратившись к ним уже в кн. "Христианская "Наука жизни" (М., 1957). М. детально проанализировал историю становления и науч. значимость атеистич. воззрений Маркса и Энгельса ("Философия религии: опыт истолкования Марксова наследия". М., 1993). Отмечая социологизированный подход марксизма к религии и невнимание к фундам. экзистеаль-ным проблемам, М., вместе с тем, убедительно показывает выдающиеся заслуги Маркса в разработке концепции "отчуждения", учения об идеологии и сознании ("товарный фетишизм", "форма превращенная"). М. высоко оценивает и работы Энгельса по раннему христианству и истории протестантизма в Германии.

Ряд работ М. посвящены анализу идеологии и культуры США: "Американские миражи" (М., 1962, 1965), "Антикоммунизм в США" (М., 1968), "Негритянское движение в США: идеология и практика" (М. 1974), "Религии "Нового века" (М., 1985). В посл. кн. дана обстоятельная характеристика "культов", или "нетрадиц. религий", распространившихся на Западе в 70-х, а сегодня — и в России.

М. опубликовал сер. работ, в к-рых, раскрывая полит. тенденциозность и теор. поверхностность "науч. атеизма", проанализировал судьбы религии в условиях "перестройки" (т.н. "религ. возрождение" России), отстаивая принципы светского гуманизма и свободомыслия (колл. труд "Религия и политика в посткоммунистической России". М., 1994; "Религия и культура". М., 2000). В трудах М. особое внимание уделяется иссл. "вертикального" измерения культуры, соц.-онтол. и ист. корней религ. сознания.

М. стремится показать место религии в системе культуры (в сопоставлении с наукой, политикой, моралью, искусством), как особого типа эк-зист. знания, одного из исторически закономерных способов решения фундам. проблем существования и предназначения человека.

Его работы способствовали углубленной разработке целого ряда проблем религиоведения, получивших ныне особую актуальность: религ. пацифизм, религия и нация, принцип свободы совести, религия и образование и др. При этом особое значение М. придает строгому определению и разграничению типо-логич. особенностей "религии", "теологии", "религ. филос. " и "филос. религии", перспективе их диалога и "критического партнерства" в обстановке плюралистической цивилизации.

М. — действ. чл. Междунар. академии информатизации.

Действ. чл. РАН (2000).