Муйжель Виктор Васильевич

[1880—1924] — русский беллетрист.

Род. в Пскове в семье конторщика, получил среднее незаконченное образование, служил писцом в акцизном управлении, затем у земского начальника, в земской управе, был приказчиком по рубке и сплаву леса. Первый рассказ был напечатан в "Мире божьем" [1904]. Основные произведения М. рисуют жизнь беднейшего крестьянства начала XX в. Отражая "мужицкое живо" с его пьянством, темнотой и грязью, бесправием, унижением, а также бесстыднейшую эксплуатацию крестьян помещиками, М. не проходит мимо аграрного движения.

Однако крестьянское движение он рассматривает оторванно от развивающегося рабочего движения в стране, как "стихийный", "голодный" бунт, который быстро подавляется карательными отрядами казаков.

В своем творчестве М. стоял на позиции либеральной земской интеллигенции, так наз. "третьего элемента". На революцию 1905 М. откликнулся рассказом "Кошмар" — о столкновении студентов с полицией, закончившемся арестом и избиением студентов и изнасилованием жандармским офицером курсистки.

В годы реакции М. не пошел по пути мистики и порнографии, но и не звал в произведениях этих лет к борьбе с реакцией.

В годы мировой войны в письмах М. — военного корреспондента — о Галиции и Польше сквозит жуткая правда действительности, хотя нет отчетливого понимания событий.

Октябрь М. встретил сочувственно.

В 1923 он выпустил рассказ "Кухаркины дети", в котором показал, как изгнанный из царской школы кухаркин сын, большевик, пройдя фронт империалистической и гражданской войны, в боевой обстановке встречается со своим ровесником — белогвардейским офицером, в доме родителей которого мать героя была кухаркой.

В 1924 в ленинградском театре была поставлена пьеса М. "Вешний ветер" (драма из жизни художника-скульптора, выбитого из буржуазной колеи Октябрьской революцией).

Пооктябрьские произведения М. художественно слабы. В лучших своих произведениях (рассказы "Мужичья смерть", "Грех", "Аренда", "Кошмар", "Встреча" и др., роман "Год") М. выступает бытописателем, внимательно относящимся к разнообразным проявлениям человеческой жизни. Стремление М. раскрывать своих героев с точки зрения их общественной ценности не всегда выдерживается писателем.

Бытописательство, известная натурализация изображаемых явлений — основные свойства М. как художника, колоритного и красочного по языку своего творчества.

Библиография: Собр. сочин., И тт., изд. "Просвещение", СПб, 1911—1912; Рассказы, т. I, Гиз, П., 1920; За крестьянской правдой.

Историческая повесть из времен крестьянской войны в Англии в 1381, Гиз, П. 1923; Возвращение.

Последние рассказы, Гиз, М. — Л. 1926. II. Гоpнфельд А., Книги и люди, СПб, 1908 Александрович Ю., После Чехова, т. I, М. 1908; Фидлер Ф. Ф., Первые литературные шаги M., 1911 (автобиография).

Э. Лунин. {Лит. энц.} Муйжель, Виктор Васильевич Род. 1880, ум. 1924. Писатель-"деревенщик". Произведения: "Мужичья смерть" (1905), "Аренда" (1906), "Вешний ветер" (1923), "Кухаркины дети" (1924).