Нежданова Антонина Васильевна

Нежданова Антонина Васильевна [4(16). 4.1873, д. Кривая Балка, ныне в черте г. Одессы — 26.6.1950, Москва] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица, педагог.

Нар. арт. СССР (1936). Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Род. в семье учителей, где любили музыку, литературу, нар. песни (отец певицы играл на скрипке, рук. любительскими хорами).

С семи лет солировала в церковном и сельском хорах. В 1883—91 училась в одесской Мариинской гимназии (в 1885 одновременно обучалась игре на ф-п. в Муз. уч-ще), по окончании к-рой преподавала рус. и нем. языки в Одесском гор. женском уч-ще. В этот период посещала оперные спектакли с участием М. и Н. Фигнеров, Л. Яковлева, Л. Тетраццини, М. Баттистини, Дж. Гальвани.

Нек-рое время брала уроки пения у С. Рубинштейн, выступала в благотворительных концертах, на любительских вечерах, где гл. обр. пела нар. песни. Пению обучалась в 1899—1902 в Моск. конс. (кл. У. Мазетти, позднее под его рук. разучивала новые партии), к-рую окончила с малой золотой медалью.

В студенческие годы неоднократно участвовала в концертах, где обратила на себя внимание знатоков и любителей вокального искусства, в т. ч. А. Скрябина и В. Сафонова.

Познакомившись в 1900 с семьей И. Сеченова, пела в его доме перед выдающимися деятелями рус. науки и культуры.

Впервые на оперной сцене выступила 16 апр. 1900 в партии Миссис Форд ("Виндзорские кумушки", консерваторский спектакль, Большой т-р). Летом 1901 вместе с У. Мазетти посетила Италию.

В 1902—34 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Антониды).

Гастролировала в Петербурге (Мариинский т-р, 1908, 1911, 1915, 1916; Нар. дом, 1915, 1916), Киеве (1909), Париже ("Гранд-Опера", 1912, пела в "Риголетто" в ансамбле с Э. Карузо и Т. Руффо; здесь встречалась с П. Масканьи, Дж. Пуччини, А. Тосканини), Ташкенте и Самарканде (1924), Свердловске (1929). Обладала красивым, лиричным, ровным во всех регистрах голосом нежного тембра и широкого диапазона (до Фа, соль 3-й октавы), блестящей виртуозной колор. техникой, безупречной интонацией.

Исп. отличалось драм. выразительностью, естественностью, "искренней простотой и настоящим душевным благородством" (В. Немирович-Данченко).

Создавая муз.-сцен. образы, уделяла большое внимание звуковой окраске, интонации каждой муз. фразы. В процессе работы над ролями пользовалась советами Л. Собинова — своего постоянного партнера, Ф. Шаляпина (в партиях Розины — "Севильский цирюльник" Дж. Россини и Маргариты — "Фауст"), К. Станиславского.

В ее обширный и разнообразный (лирич., романтич., комич., сказочный) репертуар входили 16 партий рус. композиторов и 21 — зарубеж. 1-я исп. партий — Забавы Путятичны ("Добрыня Никитич"), Франчески ("Франческа да Римини" С. Рахманинова), Герды ("Оле из Нордланда"), Параси ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского; ред. и инструментовка Ю. Сахновского); в Большом т-ре — Шемаханской царицы ("Золотой петушок"), Волховы ("Садко"), Марфы ("Царская невеста"), Царевны ("Кащей бессмертный"), Нинетты ("Любовь к трем апельсинам"), Лейлы ("Искатели жемчуга"), Манон ("Манон"); на рус. сцене — Утраты ("Зимняя сказка"). Создала целую галерею разнохарактерных худож. образов, среди к-рых Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Волхова, Снегурочка (1907, в работе над партией помогали режиссеры В. Лосский, Л. Сулержицкий и худож. К. Коровин), Шемаханская царица (1909, партию готовила с балетмейстером М. Мордкиным), Марфа ("Царская невеста", 1916; считала своей лучшей ролью), Иоланта (1917; Н. специально посетила лазарет для слепых, где изучала их движения; эта роль по силе худож. впечатления стала одной из вершин ее творчества), Царевна Лебедь (1913), Джильда, Лакме (партию готовила с М. Ван Зандт), Виолетта (сцен. подготовку партии проходила с Э. Павловской, позднее с М. Ермоловой), Мими ("Богема", работала над сцен. воплощением образа также вместе с М. Ермоловой), Эльза ("Лоэнгрин", в исп. партии внесла лирическую интонацию; вместе с Л. Собиновым открыла "новую эпоху в сценической истории вагнеровских образов"). Др. партии: Ольга ("Русалка"), Татьяна, Царица ночи, Констанца, Микаэла, Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Офелия, Филина, Маргарита Валуа, Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"). Партнеры: Г. Бакланов, С. Власов, И. Ершов, М. Каракаш, А. М. Лабинский, М. Максаков, С. Мигай, Н. Озеров, В. Петров.

Пела п/у И. Альтани, Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, А. Никита, Д. Похитонова, С. Рахманинова, В. Сука. Н. была также замечательной камерной певицей.

Постоянно выступала в симф. концертах в Москве (с 1902) и Петербурге (с 1907), где пела п/у Сафонова (1905, 1917), С. Кусевицкого (1910, 1919), Э. Купера (1911); была одной из первых участниц "Исторических концертов" в Москве п/у С. Василенко.

В 1912 и 1913 вместе с клавесинисткой В. Ландовской пела в концертах старинной музыки.

Часто в концертах певице аккомпанировали А. Аренский, А. Глазунов, А. Скрябин, С. Танеев, С. Рахманинов; постоянным аккомпаниатором в ее камерных выступлениях был Н. Голованов.

С 1911 гастролировала во многих городах России (Одесса, Харьков.

Киев. Саратов, Казань, Смоленск, Минск, Тбилиси, Баку и др.) и за рубежом (в 1922 совершила турне по городам Прибалтики, Германии, Польши и Чехословакии; в течение девяти мес. дала 41 концерт).

После 1917 принимала активное участие в шефских концертах для рабочих, крестьян, красноармейцев, с 1924 выступала на радио. Последний концерт певицы состоялся в 1937. В годы Великой Отечественной войны много пела в госпиталях.

Обширный и разнообразный камерный репертуар певицы включал св. 700 произв.

В него вошли соч. А. Скарлатти, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Даргомыжского, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова (посвятил Н. "Вокализ"), М. Ипполитова-Иванова (посвятил Н. "Четыре провансальские песни"), Н. Метнера, И. Стравинского, С Василенко (1-я исп. цикла "М аорийские песн и", 11 февр. 1917), Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, З. Левиной, нар. песни (рус., укр., белорус., тат., чеш., нем., испан., норвеж., франц.). В 1936 (янв. — май) преподавала в Оперной студии Большого т-ра, с дек. того же года по май 1941 и в 1943 — в Оперно-драм. студии им. К. С. Станиславского.

В 1943—45 и 1947—50 проф. Моск. конс. Ученики: Р. Атакишев.

А. Выспрева, Л. Гриценко, Г. Долидзе, В. Нечаев, А. Огнивцев.

Н. вела активную муз.-общ. деят-сть. Пред. жюри Всесоюзных конкурсов и смотров вокалистов (1938, 1945, 1949), принимала участие в работе различных муз. и театр. комиссий и советов.

Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Пате", "1904; "Граммофон", 1913) и Москве ("Граммофон", 1906, 1907, 1910—15); на первых дисках — в ансамбле с У. Мазетти.

Награждена орденами Ленина (1937), Трудового Красного Знамени (1933), медалями.

Гос. премия СССР (1943). Имеется портрет певицы худож. Ф. Захарова (1951). В 1951 оперному кл. Моск. конс. было присвоено имя певицы.

Ее именем названы организованный при Доме актера ВТО муз. кружок (1951), вокально-творческий кабинет (1952). В 1973, к 100-летию со дня рождения Н., был выпущен почтовый конверт с ее портретом.

В 1980 по заказу СССР в Югославии был построен теплоход "Антонина Нежданова". Соч.: А. В. Луначарский // Совр. театр. 1927. № 11; Память о художнике (совм. с Н. С. Головановым) [о Л. В. Собинове] // Сов. искусство. 1934. № 148; Певец-художник [о Л. В. Собинове] // Музыка. 1937. № 12, Заметки певицы // Сов. искусство. 1938. № 171; Из воспоминаний // Сов. музыка. 1952. № 6; Русские певцы // Василий Родионович Петров: Сб. статей и материалов. — М., 1953; Первый настоящий оперный режиссер // Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары.

Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. — М., 1959. С. 300—302; Страницы жизни: Отрывки из воспоминаний // Муз. жизнь. 1960. № 12. С. 17; Блестящий талант [о Л. В. Собинове] // Муз. жизнь. 1962. № 13; Воспоминания // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. — М., 1967; К 30-летию сценической деятельности Н. Обуховой // Надежда Андреевна Обухова: Воспоминания.

Статьи и материалы. — М., 1970. С. 121 — 122. Лит.: Королевич В. Нежданова. (Очерк-характеристика). — М., 1928; Поляновский Г. А. В. Нежданова. — М.; Л., 1944; Его ж е. А. В. Нежданова. — М., 1970; Его же. В доме "русского соловья" // Сов. музыка. 1973. № 1. С. 141 —142; Его же. Великая русская певица // Муз. жизнь. 1973. № 11. С. 15—17; Львов М. А. В. Нежданова. — М., 1952; Его ж е. А. В. Нежданова //Львов М. Русские певцы. — М., 1965; Власов В. Три автографа // Муз. жизнь. 1959. № 7; Его же. Ариозо Иоланты // Там же. 1965. № 8; Подольская В. А. В. Нежданова и ее ученики. (Заметки концертмейстера). — М., 1960; Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. — М., 1967. С. 519—525; Серебрякова Г. Душа музыки: Страницы воспоминаний // Лит. Россия. 1967. 16 июня; Ее же. А. В. Нежданова и Н. С. Голованов // Серебрякова Г. И. О других и о себе: Новеллы. — М., 1968. С. 309—326; Генина М. Не смолкли "звуки чудных песен" // Веч. Москва. 1970. 10 янв.; Варваци Е. Великая русская певица// Муз. жизнь. 1971. № 4. Иноземцева Г. Свидание с Орфеем // Культура и жизнь. 1971. № 6. С. 37—39; Гужова В. А. В. Нежданова // Гужова В. Спогади. — Київ, 1971; Pайдма Э. Миссия Антонины Неждановой // Сов. Эстония. 1972. 3 дек.; Примеров Б. Русский соловей // Лит, Россия. 1973. 15 июня; Брайнина Р. Русский соловей // Веч. Москва. 1973. 15 июня; Соколов Н. "Русский соловей" // Сов. культура. 1973. 15 июня; Бэлза И. Она была великой певицей // Моск. комсомолец. 1973. 16 июня; Козловский И. Нежданова // Сов. Россия. 1973. 16 июня; Рунов Б. Пленительный талант // Моск. правда. 1973. 16 июня; Фокина М. Гордость русской оперной сцены // Туркменская искра (Ашхабад). 1973. 16 июня; Евтушенко Д. Великая певица // Правда Украины (Киев). 1973. 16 июня; Прянишникова Д. Прославленная русская певица // Сов. Молдавия (Кишинев). 1973. 16 июня; Свешников А. Великая артистка // Труд. 1973. 17 июня; Apxипова И. Великая русская певица // Сов. артист. 1973. 29 июня; Шпиллер Н. Учиться у нее мастерству // Сов. музыка. 1973. № 9; Лемешев С. Чудо искусства // Там же. С. 75—76; Из писем А. В. Неждановой к Н. С. Голованову // Там же. С. 76—84; Петрова Ф. А. В. Нежданова — педагог // Муз. жизнь. 1973. № 11; Костецкий Е. В квартире-музее // Театр. жизнь. 1973. № 12; Глиэp P. M. Мои встречи с А. В. Неждановой // Р. М. Глиэр. Статьи и воспоминания. — М., 1975. С. 141 —143; Мигай С. Рождена для пения // Сов. культура. 1976. 21 мая; Киселев В. Антонина Васильевна Нежданова // Мастера Большого театра.

Народные артисты СССР. — М., 1976; Александров М. В доме Неждановой // Огонек. 1977. № 10; Его же. Люди как люди. — М., 1980. С. 20—27; Hopцов П. Дивное звучание // Театр. жизнь. 1983. № 14. Нежданова, Антонина Васильевна Род. 1873, ум. 1950. Певица (лирико-колоратурное сопрано).

Выпускница Московской консерватории (класс У. М. Мазетти, 1902). На сцене с 1900. Всю жизнь проработала в Большом театре (с 1900 г., 1902—48 гг. солистка).

Вела активную гастрольную деятельность, пела на сценах крупнейших театров мира (Мариинский, "Гранд-Опера", "Ковент-Гарден", опера Монте-Карло, театр в Кремоне и др.). Партии: Парася ("Сорочинская ярмарка"), Нинетта ("Любовь к трем апельсинам"), Антонида ("Иван Сусанин"), Марфа ("Царская невеста"), Людмила ("Руслан и Людмила"), Волхова ("Садко"), Шемаханская царица ("Золотой петушок"), Виолетта ("Травиата"), Эльза ("Лоэнгрин"), Герхильда ("Валькирия"), Джильда ("Риголетто") и др. Участница "Исторических концертов" С. Н. Василенко.

Преподавала в Оперной студии Большого театра (с 1936), Московской консерватории (с 1943, профессор).

Герой Труда (1925). Народная артистка СССР (1936). Лауреат Государственной премии СССР (1943).