Нысанбаев Абдумалик

(р. 01.05.1937) — казах. философ, спец. по филос. науки и техники; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Караултюбе Сыр-Дарвинского р-на Кызы-лординской обл. Окончил физ.-матем. ф-т Кызылордин-ского гос. пед. ин-та (1960) и асп. ИФ АН СССР (1964). Последовательно занимал должности ст. лаборанта, затем мл. н. с. (1960—1965) и ст. н. с. (1966—1973), зав. отделом филос. вопросов естествознания (ныне отдел филос. науки и техники) ИФП АН КазахССР (с 1974 по наст. вр.), директора ИФП HAH PK (1990—1991), директора ИФ Мин-ва науки — Академии наук РК (с 1991 — по 1998), директора ИФ и П Мин-ва образования и науки (с 1999 по наст. вр.). Докт. дисс. — "Диалек-тико-логические принципы синтеза и развития математического знания" (1975). Заслуженный деятель науки и техники Казахстана (1994), заслуженный деятель науки Кыргызской Республики (1996), лауреат Гос. премии Республики (1984) и Президентской премии мира и дух. согласия (1998). Гл. ред. Казах. энциклопедии.

Сост. кн. сер. "Мыслители казахской степи". Чл.-корр. АН Республики Казахстан, акад. Казах. и Росс. академий соц. наук. Президент Казах. академии соц. наук (с 1995 по наст. вр.). Акад. Укр. академии полит. наук, иностр. член РАЕН. В работах Н. обосновывается и реализуется деятельностная концепция науч.-теор. познания, проводится идея диалектики как логики формирования новой науч. теории, исследуется взаимосвязь диалекти-ко-логич. (историзма, деятельности, противоречия, активности субъекта, конкретности) и регулятивных (перманентности, соответствия) принципов в процессе становления и развития матем. и математизированных теорий.

Исследуя процесс становления и развития ряда осн. физ.-матем. понятий в контексте деятельности познания, Н. обосновывает их конкретно-ист. содержание, показывает, что развитие понятийного аппарата теор. науки осуществляется в реальном процессе обществ.-ист. развития.

Принцип предметной деятельности, выступая субстанциальным основанием этого процесса, является вместе с тем и важнейшим методол. принципом его анализа.

Н. всесторонне анализирует принцип единства ист. и логич. в определении предмета математики, противоречие как логико-методол. принцип ее развития, диалектику содержательного и формального в структуре матем. знания, а также социокультурные и мировоззренч. основания развития науки. Диалектико-логич. подход и его принципы позволяют решить важные и актуальные проблемы логики, методол. и истории математики (напр., вопрос о предмете математики и взаимосвязям ист. форм его существования).

Построение теории при этом предстает перед нами как процесс разрешения ряда противоречий, поэтому оно подчиняется диалектико-логич. принципам, действующим через собственные регулятивные принципы физ.-матем. науки, рассмотренной в социокультурном контексте.

Путем изучения культурного контекста генезиса матем. знания и диалектики качества, количества и меры в формировании предмета математики обосновывается идея о взаимосвязи математики и культуры в их ист. развитии.

Категориальный анализ принципов перманентности и соответствия, их влияния на развитие и синтез матем. знания показывает диалектич. природу самой математики, диалектич. закономерностей ее развития.

Исследованы статус и функции методол. науки в контексте взаимодействия вост. и зап. культур.

Разработанные Н. диалектико-логич. принципы применяются также к анализу проблем трансформации полиэтнического казах. об-ва. В посл. вр. особое внимание уделяется восточной методологии науки; возрос интерес Н. к проблемам филос. и методол. гуманит. наук. Соч.: Математика и принцип соответствия // ВФ. 1965. № 7; Развитие познания и математика. [В соавт.]. Алма-Ата, 1971; Диалектико-логические принципы построения теории. [В соавт.]. Алма-Ата, 1973; Диалектика и современная математика.

Алма-Ата, 1982; Диалектика качества и количества в математике. [В соавт.]. Алма-Ата, 1985; Гипотеза. [В соавт.] // Диалектическая логика.

Формы и методы познания.

Т.3. Алма-Ата, 1987; Модель. [В соавт.] // Там же; От "единомыслия" к плюрализму мнений. [В соавт.]. М., 1990; Наука как форма духовного производства // Логико-гноселогический анализ науки. Алма-Ата, 1990; Диалектика и новое политическое мышление // Коммунист. 1991. № 11; Между мифом и разумом: из опыта духовных исканий конца XX века. [В соавт.]. Алма-Ата, 1991; Философский анализ науки в контексте социокультурной трансформации общества. [В соавт.]. Алматы, 1995; Новый Казахстан: 5 лет независимого развития. [В соавт.]. Алматы, 1996; Этнокультурные традиции в духовном наследии ААуэзова. [В соавт.] // Казак энциклопедиясы.

Алматы, 1997; Человек и открытое общество // Казак энциклопедиясы.

Алматы, 1998; Становление исламской философии в Казахстане.

Алматы, 2000; Диалог цивилизаций в современном мире. Алматы, 2001.