Орловская Анна Абрамовна

(сцен. псевд.; урожд. Фрейденштейн) [11 (23).7.1894, Орел — после 1966, Москва] — арт. оперы (драм. сопрано) , камерная певица и педагог.

С шести лет обучалась игре на ф-п. сначала дома, затем в Муз. уч-ще (кл. Е. Алферовой).

Обладая хорошим голосом, выступала в публичных и благотворительных концертах.

В 1911 —13 обучалась пению в Моск. конс. (кл. У. Мазетти, оперный кл. Н. Званцева).

В 1914 в Милане под рук. Подести подготовила партию Валентины.

Осенью 1914 дебютировала в этой партии в моск. Опере С. Зимина, где пела до 1917. В 1917—18 солистка петрогр.

Нар. дома, в 1918— 19 — т-ра Моск. Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (быв. Опера Зимина), в 1919—23 — моск. Большого т-ра, в 1923—24 — Киев. оперы. Гастролировала в Одессе, Харькове, Свердловске.

В 1925—30 жила в Италии, где занималась с лучшими вокальными педагогами Милана, выступала в оперных т-рах Рима, Милана, Генуи, Ливорно и др. городах, с 1928 концертировала.

Обладала звучным голосом теплого, густого тембра и обширного диапазона, сцен. темпераментом.

Исп. отличалось тонкой фразировкой.

Уделяя большое внимание сцен. воплощению роли, в 1917 занималась в студии К. С. Станиславского, в 1918— в студии Ф. Ф. Комиссаржевского. 1-я исп. партии Жены Должника ("Сын Земли"). Лучшие партии: Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Юдифь ("Юдифь" А. Серова), Лиза ("Пиковая дама"), Кассандра, Аида, Кармен, Галька, Ортруда, Рахиль ("Жидовка"), Леонора ("Фиделио", в этой партии в 1917 певицу слушал В. И. Ленин). Др. партии: Даша ("Вражья сила"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Ганна ("Майская ночь"), Купава, Руфь, Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Настя ("Кудеяр"); Донна Анна ("Дон Жуан"), Леонора ("Трубадур"), Амелия, Валентина, Сантуцца, Изольда.

Партнеры: Г. Бакланов, И. Дыгас, Д. Смирнов, Н. Сперанский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Шевелев.

Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, А. Канкаровича, С. Кусевицкого.

О. была известна также как замечательная камерная певица.

Принимала участие в концертах Лит.-худож. кружка, где выступала с М. Ермоловой, И. Буниным и др. В 1930—35 концертировала в Москве.

С особым мастерством исп. рус., венгер., испан., негритян. нар. песни. Искусство певицы высоко ценили К. Держинская, С. Зимин, Е. Катульская, В. Нардов, Н. Сперанский, Ф. Шаляпин.

С нач. 1930-х гг. до 1958 вела пед. работу: рук. многими коллективами худож. самодеят-сти, неск. лет работала методистом вокальной секции при методич. кабинете Мин-ва культуры РСФСР, преподавала в Муз. уч-ще им. Октябрьской революции.

В 1940 участвовала в работе Всесоюзной вокальной конференции.

В 1950—52 выступала с лекцией "Шаляпин — великий русский артист". Соч.: Шаляпин и молодые певцы // Федор Иванович Шаляпин: Статьи.

Высказывания.

Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. — М., 1960. Т. 2. С. 458—459; Автобиография (рук., 1958) — в ГЦТМ, ф. 446; Моя жизнь (машинопись). — Там же; Мои встречи с Ф. И. Шаляпиным (машинопись, дек. 1958). — Там же; Воспоминания (машинопись, 1966). — в ЦНБ СТД. Лит.: А. А. Орловская // Эрмитаж. 1922. № 3. С. 11; Сахновский Ю. Концерт А. А. Орловской // Известия ВЦИК. 1922. № 84; Оперная артистка и педагог: Юбилей А. А. Орловской // Веч. Москва. 1940. № 27; Их родина — Орловский край: Сб. статей. — Орел, 1962. С. 102—104.