Пасхалова Алевтина Михайловна

(по мужу Аносова) [27.5 (8.6). 1875, с. Сокур Саратов. губ. — 1.4.1953, Саратов] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица, педагог и муз.-общ. деятель.

Засл. арт. РСФСР (1934). Род. в семье надворного советника.

Образование получила в Саратов. женском ин-те, где обучалась также игре на ф-п. у Ф. Достоевского (ученика А. Рубинштейна и племянника известного писателя) и пению — у итальянца Рокко. В ученических концертах исп. ф-п. произв.

Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, пела в хоре. В 1893 поступила в моск. вокальную студию Е. Терьян-Коргановой, где вскоре ее услышал С. Мамонтов и пригласил в Моск. частную рус. оперу на партию Церлины ("Дон Жуан"). В 1893—98 обучалась пению в Моск. конс. (кл. Е. Лавровской), к-рую окончила с малой серебряной медалью.

Живя в доме Е. Лавровской, познакомилась с С. Танеевым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым и неоднократно исп. оперные арии и романсы в их сопровождении.

В 1895 на одном из вечеров в доме родственников поэта Е. Баратынского, ее слышал Л. Н. Толстой.

Будучи ученицей конс., в 1898 принимала участие в гастрольных спектаклях Моск. частной рус. оперы С. Мамонтова в Петербурге, где выступила в партии Снегурочки п/у Н. Римского-Корсакова.

В том же году, подготовив партию Аннхен под рук. арт. моск. Малого т-ра Г. Федотовой, выступила на выпускном экзамене (Большой т-р, п/у В. Сафонова).

В 1898—99 солистка Моск. частной рус. оперы. Позднее выступала в Казани (1899, 1900, 1908, 1909), Перми (1899, 1901, 1902—03), Саратове (1900, 1915 — Общедоступная опера), Житомире (1901), Каменец-Подольске, Н. Новгороде (1904), Москве (т-р "Аквариум", антр. М. Медведева), Петербурге (Новый летний т-р "Олимпия", антр. Е. Кабанова и К. Яковлева).

В 1905—08 солистка петерб.

Мариинского т-ра (дебютировала в партии Лакме). Затем пела в Саратове, Перми, Екатеринодаре (1910), Казани, Харькове (1910— 11), Тифлисе (1912—13), Кишиневе.

В 1912 совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане у А. Броджи и А. Бетинелли.

В 1906, 1911 — 12 концертировала в Генуе, Вероне и Милане (здесь дебютировала в т-ре "Ла Скала"). В 1913—14 концертировала в Екатеринодаре, Оренбурге, Ташкенте, Самарканде, Бухаре.

Обладала выдающимся по красоте, ровным во всех регистрах голосом хрустально-чистого тембра с густым низким регистром.

Исп. отличалось тонкой фразировкой, экспрессивностью в драм. эпизодах.

Один из харьков. муз. критиков писал: "Приятно и смотреть, и слушать несомненно талантливую и интеллигентную артистку.

Ее исполнение необыкновенно цельно и законченно.

Все обдумано до малейших подробностей — костюма, жеста, движения, оттенков пения. В передаче разнообразнейших настроений чувствуется та свобода и уверенность, та простота и естественность выражения, которыми отличается художественное исполнение". Репертуар включал св. 60 партий. 1-я исп. партий: Дуни ("В 1812 году"); в Москве — Ксении ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова); в Харькове — Чио-Чио-сан ("Чио-Чио-сан", эту партию подготовила под рук. Н. Боголюбова); на рус. сцене — Фрейи ("Золото Рейна"). Лучшие партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Марфа ("Царская невеста"), Снегурочка, Татьяна, Иоланта, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Джильда, Офелия, Недда, Чио-Чио-сан, Маргарита Валуа, Маргарита ("Фауст"), Олимпия, Фрейя, Лакме (эту партию подготовила с Марией Ван Зандт). "В партии Лакме сценическая сложность не обременяла г-жу Пасхалову, и артистка дала великолепно выдержанную, в хрустальной чистоте вокализма нежную дочь богов, у которой пробудилось человеческое чувство любви..." (Ц. Кюи). Др. партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Горислава, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Маша ("Дубровский"), Фатима ("Кавказский пленник"), Земфира ("Алеко" С. Рахманинова), Ганна ("Майская ночь"), Волхова, Панночка-Русалка, Криза, Одалиска;

Эвридика, Памина, Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Матильда, Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Мими ("Богема"), Микаэла, Манон, Лейла, Кармен, Зиглинда, Гутруна, Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"), Партнеры: И. Алчевский, Ж. Девойод, И. Ершов, Е. Збруева, В. Касторский, А. М. Лабинский, Л. Собинов, Н. Фриде, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев.

Пела п/у Э. Купера, Э. Направника, И. Палиева, И. Труффи.

После 1917 принимала активное участие в концертах для рабоче-крестьянской аудитории.

П. была одной из первых исп., пропагандировавших в России произв.

К. Дебюсси — в 1923 в Малом зале Моск. конс. пела арию Лии из кантаты "Блудный сын", цикл "Забытые ариетты" и романсы "Мандолина", "Задушевный разговор". В камерном репертуаре певицы были также романсы М, Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, произв. сов. композиторов и нар. песни. Последнее выступление певицы состоялось в 1929 в Саратове на юбилейном вечере, посвященном 30-летию ее арт. деят-сти (исп. в сопровождении оркестра романсы Римского-Корсакова "Тихо вечер догорает", "В темной роще замолк соловей", "Ночь пролетела над миром"). С 1915 жила в Саратове, где после революции содействовала созданию оперного т-ра. С 1918 преподавала в Саратов. конс. (проф.). За 32 года пед. деят-сти воспитала целую плеяду сов. певцов, среди к-рых М. Денисов, Н. А. Пасхалова (ее дочь). В годы Великой Отечественной войны, когда Моск. конс. была эвакуирована в Саратов, была также проф. вокальной кафедры этой конс. Записывалась на грампластинки (1913, романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига, Ф. Шопена).

Соч.: Воспоминания заслуженной артистки РСФСР профессора А. М. Пасхаловой / Под ред. Н. А. Пасхаловой (рук.). — в ГЦММК; частично опубликована в жури. "Муз. жизнь", 1968, № 13. С. 19—20; Замечательный художник. (Из воспоминаний о К. С. Станиславском) // Коммунист (Саратов). 1938, 17 янв.; Методич. статьи: "Вокальная педагогика и ее задачи", "Работа над постановкой голоса для руководителя хора русской народной песни", "О камерном пении и его задачах", "Воспитание и охрана детских голосов", "Роль произношения в пении", "Что нужно для совершенствования голоса в начале обучения", "Научные основы постановки голоса", "Развитие бельканто", "Моя педагогическая работа и ее результаты" и др. (все в рук.). — в ГЦММК, ф. 200, ед. хр. № 1 —10. Лит.: Назаревский П., Белецкий И. Пасхаловы. — Л., 1970. С. 68—76; Назаревский П. Факел негасимый // Театр. жизнь. 1977. № 11. С. 30—31; Тимохин В. Династия Пасхаловых // Муз. жизнь. 1979. № 1. С. 17—18; Кочетков А. Героиня русской провинциальной сцены // Сов. музыка. 1980. № 11. С. 140— 141; Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. — Пермь, 1987. С. 44—46; нек-рые архив. материалы певицы — в ЦГАЛИ, ф. 2492.