Пэн Юрий Моисеевич

— художник, род. в начале 70-х годов в Ново-Александровске Ковенской губ., в бедной набожной семье. Получил строго-религиозное воспитание.

В раннем детстве П. подвергался преследованию со стороны родных за рисование как за богопротивное занятие.

После многих мытарств П. удалось поступить в Академию художеств.

По окончании ее открыл в Витебске художественную школу, в которой перебывало несколько сот евр. юношей и девушек (1912). П. несколько раз выставлял свои произведения на акварельных выставках в Петербурге, на выставках "независимых". На выставке в "Салоне" 1907 г. в Париже две картины П. ("Старый раввин" и "Девушка в белом") были приобретены известными коллекционерами Жакобом и Корнеем.

П. по манере письма принадлежит к реалистической школе. П. достиг наибольшего совершенства в портретах, которые при поразительном сходстве отличаются оригинальностью тонов и большой экспрессией.

П. создал ряд типов и сцен из еврейской жизни. Свидетельствуя о знакомстве художника с евр. жизнью и о проникновенном понимании евр. души, эти работы отличаются большими художественными достоинствами.

П. берет, главн. образ., типы из консервативной среды. Его "Старый раввин" и старик, сидящий в синагоге "За утренним листом Талмуда", в глазах и выражении лиц которых отражается вся трагедия тысячелетнего еврейского "голуса", могут считаться лучшими, почти символическими изображениями старого еврейства.

Еще большей оригинальностью отличается картина "A harber injen": еврей, еще не старый, по-видимому, не специалист-ученый, и изучение Талмуда часто представляет для него большие затруднения.

С не меньшей любовью П. изображает "еврейку за книгой" — женщина старого поколения была еле грамотна, но она имела свои две-три книги, которые изучала с тем же благоговением, что мужчины Талмуд и Каббалу (картины "За Тайч Хумешом" и "За Шолойш-Судойс"). Большая картина "Развод" представляет яркую бытовую сцену, целую галерею типов на фоне житейской драмы. Из других типов старого еврейства удались художнику: "Сват", "В прихожей у пана". — П. откликается и на современную жизнь. В небольшой картине "Письмо из Америки" — драма матери, дети которой уехали далеко-далеко, за море; может быть, и добрые вести принесло письмо — но истомленное материнское сердце не успокоено ими, они не стерли с ее лица выражения глубокой скорби.

С. Ан—ский. {Евр. энц.}