Питирим Нечаев

(в миру Константин Владимирович; р. 08.01.1926) — митрополит Волоколамский и Юрьевский.

Род. в г. Козлов Тамбовской обл. в традиц. священнической семье, принадлежащей к дух. сословию с XVII в. Одним из предков был Николай (Доброхотов), епископ Тамбовский и Шацкий (1811—1857). Окончив среднюю школу в Москве, поступил в Моск. ин-т инженеров железнодор. транспорта.

После третьего курса ушел в Моск. Православный Богословский ин-т, позже реформированный в Моск. Дух. семинарию и Моск. Дух. академию.

В 1951 окончил Академию со степенью канд. богословия, присужденной за работу, посвященную иссл. православной аскетической гносеологии по трудам преподобного Симеона Нового Богослова, византийского подвижника XI в. Был оставлен проф. стипендиатом по кафедрам патристики и истории зап. вероисповеданий.

С 1951 по 1993 последовательно проходил должности преп., доц., проф., зав. кафедрой Священного Писания Нового Завета в Моск. Дух. академии.

Д-р богословия Моск. Дух. академии, Пражского ун-та по Православному Богословскому ф-ту и ф-ту Яна Амоса Коменского и д-р Гиссен-ского ун-та Германии.

Науч. интересы лежат в обл. православной антропологии, мистического богословия и аскетического пути богопознания.

Имеет труды по греч. патристике и православным аскетическим творениям Отцов Церкви.

С 1962 по 1994 руководил издательским отделом Моск. Патриархата.

Под его руководством подготовлен к изд. ряд уникальных древне-рус, рукописей.

В те же годы он был гл. ред. Моск. Патриархии и Предс. ред. колл. сб. периодического изд. "Богословские Труды", где публиковались выдающиеся работы православных богословов.

Так, напр., было подготовлено к изд. рукописное наследие выдающегося рус. мыслителя священника Павла Флоренского, переводы с франц. соч. философа и богослова В.Н.Лосского.

К празднованию тысячелетия Крещения Руси был подготовлен и издан полный корпус богослужебных кн. Рус. Православной церкви (более 30 наименований).

С 1989 митрополит Питирим является игуменом одной из древнейших рус. обителей — монастыря преподобного Иосифа Волоцкого в Волоколамском р-не Моск. обл. Как обществ. деятель митрополит Питирим принимал активное участие в движении сторонников мира, в работе межконфессиональных организаций по линии христ. коммуникации.

В 1989 был избран нар. депутатом Моск. обл. Совета нар. депутатов.

Представляет Рус. Православную церковь в таких отеч. обществ. организациях, как Фонд Славянской письменности и культуры, Славянский фонд России, Междунар. фонд "За выживание и развитие человечества". В науч. и практич. деятельности митрополит Питирим выдвигает задачи дух. и патриотического познания отеч. Истории, осознания роли Рус. Православной церкви во всех сферах жизни, включая экологию и межличностные отношения.

Осн. концепт. схема представлена пониманием мира как единой системы осуществления Творч. замысла Создателя, к-рый в содействии со свободной волей человека является направляющей силой мирового процесса.

Мир как единая система, считает Питирим, не может рассматриваться изолированно ни в филос., ни в науч., ни в практич. деятельности.

Зримый материальный мир является проекцией мира дух., его познание составляет целостный дух.-интуитивный процесс, объединяющий как позитивные знания, иссл. фундам. наук, так и обл. внутр. дух. проникновения в сущность явлений мира видимого и невидимого.

Законы Божественного Промысла, понимаемые свободной волей человека, осуществляются в процессе жизнедеятельности личности.

Однако человек подвержен ошибкам и крайностям, к-рые, не изменяя сущности Божественного закона, способны вносить чаще всего негативные отклонения от осн. линии дух. эволюции мира. Эта позиция полностью находит отражение в подготовленном по программе ООН документе, названном "Декларация прав Земли". В этой декларации Земля рассматривается как правовой субъект взаимоотношений с человеком, отвечающий своими природными катаклизмами на аморальные действия человека.

Митрополит Питирим имеет науч. труды на рус. и иностр. яз., а также разл. по тематике и характеру публицистические статьи в периодических изд. (всего более 100 названий).

Нек-рые из работ приводятся ниже. Соч.: Речь при наречении его во епископа // Журнал Моск. Патриархии. 1963. № 2; Ариний, епископ Элассонский, и его поэма об учреждении Русского Патриаршества // Богословские Труды. Сб.4. 1968; Религиозные основы миротворчества // Журнал Моск. Патриархии. 1969. № 7; Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века // Богословские Труды. Сб.5. 1970; Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства // Журнал Моск. Патриархии. 1975. № 1; О Блаженном Августине // Богословские Труды. Сб.15. 1976; Пастырская дидактика Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова // Журнал Моск. Патриархии. 1984. № 7; Дидактические принципы Яна Амоса Коменского и их влияние на становление богословского образования в русской духовной школе // Там же. 1986. № 5; Русская Православная Церковь.

Цюрих, 1986 (на франц., англ., нем. яз.); Эстетика преподобного Иосифа Волоцкого // Журнал Моск. Патриархии. 1989. № 1; Тело, душа, совесть // Человек. 1990. № 1; Курс лекций "Священное Писание Нового Завета" (машинопись);

В.Н.Лосский.

Иоанн Скот Эриугена [машинопись] (пер. с франц., ред.). Питирим Нечаев (Константин Владимирович).

Митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии; родился 8 января 1926 г. в г. Мичуринске Тамбовской области; в 1943 г. поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), в 1947 г. с 3-го курса перешел в Московский православный институт (в дальнейшем Московская духовная академия и семинария); в 1951 г. окончил полный курс Московской духовной академии (МДА) со степенью кандидата богословия; с 1951 г. преподаватель, с 1953 г. — доцент, с 1957 г. — профессор МДА; в 1952 г. был рукоположен во диакона, в 1954 г. — во иерея; в 1959 г. принял монашеский постриг, был рукоположен во иеромонаха и затем возведен в сан архимандрита; с 1959 г. — инспектор Московской духовной академии и семинарии; с 1962 г. — ответственный (затем — главный) редактор "Журнала Московской Патриархии"; в 1963 г. был назначен председателем Издательского отдела Московской Патриархии и определен быть епископом Волоколамским, викарием Московской епархии (одновременно оставался профессором МДА); хиротонисан 23 мая 1963 г.; в 1971 г. был возведен в сан архиепископа, 30 декабря 1986 г. — в сан митрополита с титулом "Волоколамский и Юрьевский"; в 1994 г. после преобразования Издательского отдела Московской Патриархии в Издательский совет, оставил должность его руководителя, а также главного редактора журнала; доктор богословия Прешовского богословского факультета (Словакия) и богословского факультета им. Яна Коменского в Праге (Чехия); избирался народным депутатом СССР (1989—1991), был членом Комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по депутатской этике; член Правления Российского международного фонда культуры, вице-президент российского отделения Международного фонда "За выживание и развитие человечества", председатель совета Славянского фонда России; награжден орденом Почета (2001) за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление гражданского мира.