Платон Фивийский

(в миру Павел Симонович) — архиепископ.

Сын священника церкви с. Чанок, Коломенского уезда, родился 18-го июня 1809 г., высшее образование получил в Московской Духовной Академии, по окончании курса которой в 1834 г. со степенью магистра был некоторое время в ней бакалавром и библиотекарем.

В 1834 г., 8-го сентября, он принял монашество и в 1841 г. исправлял должность инспектора Академии; в том же году П. возведен был в архимандрита, в 1842 г. назначен ректором Казанской Семинарии, в 1843 г. переведен в Орловскую, в апреле 1844 г., по расстроенному здоровью, оставил духовно-училищную службу и состоял сначала в Виленском Свято-Духовом монастыре, а потом в Подольской епархии.

В 1847 г. П. был назначен ректором Тамбовской Семинарии и настоятелем Козловского Троицкого монастыря, в конце 1852 г. переведен во Владимирскую Семинарию и Троицкий Даниловский монастырь; в 1856 г., 24-го мая, П. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, в июне того же года назначен епископом Ревельским, викарием Петербургской епархии, в 1857 г., 15-го февраля, назначен епископом Костромским и Галичскими, наконец, в 1868 г. возведен в архиепископа; скончался он 12-го мая 1877 г. и погребен в усыпальнице Успенского кафедрального собора.

Преосвященный Платон в епархиальной истории оставил весьма заметный след по благоустройству своей Костромской епархии.

Он обстроил Ипатский монастырь, в котором имел пребывание, восстановил разрушенный в 1847 г. пожаром и затем упраздненный древний Богоявленский мужской монастырь, присоединив его к Анастасиину женскому монастырю, расширил пристройкой кафедральный собор, приобрел для Семинарии на пожертвованные церквами деньги новый дом, купил новый дом для консистории, обстроил новый Солониковский архиерейский дом и многие приходские церкви.

Можно сказать все стороны епархиальной жизни не ускользнули от попечительного внимания преосвященного Платона.

В деле приходского пастырского служения преосвященный обязал благочинных и причты делать ему, при личном посещении им приходов, специальные доклады о приходской жизни по особой форме; составил в руководство приходскому духовенству книгу: "Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния"; издал специальные правила о порядке хранения и расходования церковных сумм, о построении, исправлении и возобновлении церквей и других церковных зданий; воспретил духовенству в течение Великого поста отлучаться из своих приходов; издал в 1863 г. пастырское послание духовенству епархии относительно собственной жизни духовенства, пастырского учения и деятельности в отношении к прихожанам, в 1868 г. — руководство священникам, назначаемым для назидания лиц, содержащихся в местах заключения, и пастырское слово к проповедникам Слова Божия. По части раскола преосвященный Платон, ввиду указа Св. Синода, предписывавшего архиереям строго следить за отношениями духовенства к раскольникам, чтобы устранить всякие поводы к нареканиям со стороны последних, издал в 1858 г. "Некоторые соображения о расколе и способе действия на оный", а также "О мерах к предупреждению и ограничению раскола и к обращению в недра св. Церкви заблуждающихся" и выработал особую форму доклада ему при обозрении епархии для священников, в приходах которых проживали раскольники, а затем и программу особых статистических ведомостей о состоянии раскола в приходах; впоследствии он обращался к с особым посланием, призывающим к обращению раскольников.

В деле религиозного просвещения паствы П. преподал духовенству подробные наставления о местно чтимых святынях; издал правило о произнесении и цензуре проповедей и учредил в разных местах епархии 20 цензурных комитетов; предполагал начать издание "Епархиальных Ведомостей", — предположение это не осуществилось.

По училищной части: издал инструкцию депутатам, назначаемым от епархиального начальства для присутствования при испытании учеников по закону Божию в светских училищах; составил особую программу обучения в церковных школах; правила отчета о надзоре за преподаванием закона Божия в народных училищах по положению 1867 г. По части обеспечения быта епархиального духовенства П. занимался проектом общества взаимного страхования строений духовенства; разрешил строить причтовые дома на церковные суммы. Кроме того, он упорядочил управление благочиннических округов; издал подробные правила по охранению церковного имущества, о надзоре за воспитанниками духовно-учебных заведений по выходе их из училищ, об однообразном составлении клировых ведомостей, об отлучках лиц монашествующего и белого духовенства и т. п. Все это была местная, не очень видная, но крайне симпатичная и весьма плодотворная работа.

На месте, в Костроме, о преосвященном Платоне сохранилась память, как об архиерее мудром, энергичном, требовательном, поднявшем дисциплину среди епархиального духовенства до небывалой дотоле высоты.

Преосвященный Платон оставил следующее литературное наследство: "Православное нравственное богословие", М. 1854; "Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния", чч. 1 и 2, Кострома. 1859 и Москва. 1861, изд. 3-е, М. 1896; "Сокращенное изложение догматов веры по учению православной церкви", Кострома. 1869, 3-е изд. M. 1872; "Собрание нескольких слов, поучений и речей", Кострома. 1869, изд. 2-е, М. 1870; "Краткое православное учение о вере и нравственности христианской", М. 1892 (составлено автором по книгам: "Сокращенное излож. догматов" и "Православное нравств. богословие"). Прот. П. Островский. "Историико-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатиевского монастыря", Кострома. 1870; Прот. И. Сырцов. "Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования", Кострома. 1898; В. А. Самарянов. "Памятная книга для Костромской епархии", Кострома. 1868; в историях Орловской, Казанской и Владимирской Семинарий и пр.; Некролог П. С. К. и "Посмертное послание" — в "Душеполезном Чтении" 1877 г.; здесь же и "Воспоминания" прот. Н. Флоринского.

С. Рункевич. {Половцов}