Резник Липе

[1890—] — современный еврейский советский поэт и драматург.

С самого начала Октябрьской революции занимается педагогической деятельностью в еврейской советской школе на Украине.

В 1927—1928 Р. стоял во главе еврейской националистической мелкобуржуазной лит-ой группы на Украине "Воі" (Стройка), близкой по своей лит-ой платформе к "Перевалу", — группы, испытавшей большое влияние мелкобуржуазного гуманизма и национализма.

В 1929, после распада группы, Резник выступил с резкой критикой ее установок в целом и своих ошибок в частности.

На первом этапе своего поэтического творчества [1919—1924] Резник — яркий представитель символистского течения в послеоктябрьской еврейской поэзии.

В холодно-изысканных, сугубо-символистских библейских образах Р. отражал внутреннюю растерянность еврейской мелкой буржуазии в первые годы революции, ее скорбь и бессилие.

Видный советский педагог, Р. сознавал великую созидательную силу новой пролетарской культуры, но воспитанный на старой еврейской культуре, поэт в ранний период своего творчества не смог отрешиться от мелкобуржуазно-индивидуалистического, а иногда и националистического восприятия революционных событий.

Его начальный путь — путь индивидуалиста-скептика, все внимание которого обращено на гибель старого, скептика, меланхолично созерцающего свою отрешенность от революционной борьбы.

Особенно ярко выражены настроения безвыходности и обреченности в поэме "Гулкие ночи" [1922]. Однако под влиянием успехов социалистической реконструкции Р. начал постепенно приближаться к действительности.

С 1925 в творчестве Р. намечается перелом.

Он пишет прекрасные поэмы "Броневик", "Гроза" (о захвате Киева красными войсками), стихи о пионерах и комсомольцах ("Олимпиада"), о путешествии по Кавказу и Поволжью, о Москве, о Ленине, о Красной армии. В этих произведениях, проникнутых глубокой любовью к новой строящейся советской жизни, Резник отчасти пользуется еще образами символистскими.

В пьесе "Восстание", написанной Резником в 1927 (в том же году поставлена московским Госетом), в образах полуреалистических, полусимволистских показана борьба колониального народа с империалистическими угнетателями.

Эта пьеса при всех своих недостатках (отсутствие конкретного реального подхода, чрезмерная абстрактность) выявила несомненный драматургический талант Резника.

В следующей пьесе "Последние" Р. уже дает реалистический показ мелкобуржуазной семьи в условиях реконструктивного периода.

В 1933 шла с большим успехом в украинском и белорусском Госетах историческая пьеса Р. "Рекруты" — о еврейском местечке в эпоху Николая I (литературная и сценическая обработка нескольких пьес еврейского классика XIX в. Аксенфельда).

Стихи Р. последнего времени [1930—1934], изредка появляющиеся в журналах, новая книга стихов — "Ganz frі" (Рань, 1935) — свидетельствуют о все большем творческом приближении этого своеобразного поэта, долго блуждавшего по ложным путям, к действительности страны, строящей социализм.

Библиография: I. Стихи: In bleiche ufgangen (Бледные всходы), Киев, 1921; Samet (Бархат), Киев, 1922; Heim (Родина), Харьков, 1929. Пьеса: Ufstand (Восстание), Киев, 1928. II. Литваков M., In umru, т. II, M., 1925; Бронштейн Я., Atake, Минск, 1931. Я. Осипов. {Лит. энц.}