Салиас-де-Турнемир графиня Елизавета Васильевна

— писательница под псевдонимом Евгении Тур (урожденная Сухово-Кобылина); род. 12-го августа 1815 года, ум. 14-го марта 1892 г. Она получила хорошее домашнее образование; преподавателями ее были: русской истории — профессор Московского университета Морошкин, литературы — С. В. Раич, довольно известный в свое время поэт, физики — проф. Максимович.

Дополнила С. свое образование за границей, где прожила 7 лет, и там же вышла замуж. Литературную деятельность Евгения Тур начала повестью "Ошибка" ("Современник", 1849 г., № 10). Повесть имела успех и доставила автору некоторую известность, увеличившуюся после появления в свет романа "Племянница". Публицистическая деятельность Евг. Тур началась в 1856 г. статьей "Жизнь Жорж Занд", напечатанной в "Русском Вестнике", издаваемом Катковым.

Сама она с 1859 г. издавала журнал "Русская Речь", прекратившийся на 1-ой кн. 1862 г. Последний период своей деятельности Евгения Тур посвятила детской литературе, работая как над переводами, так и над оригинальными произведениями.

Имея успех в публике, Евгения Тур обратила на себя внимание критики: каждое из ее крупных произведений встречалось рядом рецензий.

Между прочим, о ней писали Тургенев ("Соврем.", 1852 г., № 1), А. Григорьев ("Москвитянин", 1852 г., № 4) и другие.

По мнению критики, автор "Ошибки" и "Племянницы" обладал несомненным талантом, но характер этого таланта — лирический.

Евгении Тур недоставало объективной живости в изображении характеров, и герои ее большею частью бледны; описания страдают отсутствием красок и банальностью образов.

Существенным недостатком является растянутость и отсутствие простоты в изложении, а также небрежность слога. По мнению Тургенева, удачнейшим произведением E. T. является часть романа "Племянница", напечатанная в виде отдельной повести под заглавием "Антонина" (альманах "Комета", 1851 г.). Полный перечень произведений Е. T.: 1) "Ошибка", повесть, "Современник", 1849 г., № 10; 2) "Племянница", ром., 1-я ч., "Современник", 1850 г., №№ 1 и 4; все 4 ч. — 1851 г.; 3) "Первое апреля", драм. пьеса, альманах "Комета", 1851 г.; 4) "Две сестры", повесть, "Отечественные Записки", 1851 г., т. 75, отд. 1; 5) "Долг", повесть, "Соврем.", 1850 г., т. 24, № 11 (она же — "Каприз". "Библ. для дач", кн. 37, СПб., 1856 г.); 6) "Чужая душа — потемки", "Отечественные Записки", 1852 г., т. 81, отд. 1; 7) "Три поры жизни", ром., 3 ч., М., 1854 г.; 8) "Заколдованный круг", повесть, "Отечественные Записки", 1854 г., т. 92, № 1; 9) "Старушка", повесть, "Русский Вестник", 1856 г., т. 1; 10) "Жизнь Жорж Занд", "Русский Вестник", 1856 г., т. 3 и 4; 11) "Нравоописание русских во Франции", "Русский Вестник", 1857 г., т. 10, № 16; 12) "На рубеже", повесть, "Русский Вестник", 1857 г., т. 11 и 12; 13) "О пьесах Ожье": "La jeunesse" и "Les lionnes pauvres", "Русский Вестник", 1858 г., №№ 7 и 15; 14) "Уилльям Чаннинг", "Русский Вестник", 1858 г., № 8; 15) "Парижские письма", ibid., т. 17, № 7; 16) "Мисс Бронте, ее жизнь и сочинения", ibid., № 24; 17) "О кн. Мишле": "Женщина и любовь", "Русский Вестник", 1859 г., № 11; 18) "Повести и рассказы", 3 ч., М., 1859 г.; 19) с 1859—1861 гг. издав. журнал "Русская Речь", в 1861 г. он соединился с "Московским Вестником" и в 1862 г. прекратил деятельность на 1-ой кн.; 20) Несколько слов по поводу статьи Елена Ник. Стахова, Русской женщины (Н. Грот), напечатанной в газете "Наше Время", 1860 г., № 13; "Московские Ведомости", 1860 г., № 85. Ответ Павлова в газете "Наше Время", 1860 г., № 17. 21) "Г-жа Свечина", "Русский Вестник", 1860 г., т. 26, кн. 1, № 7; 22) "Письмо к редактору", ibid., № 8; 23) "Г-жа Рекамье", ibid., №№ 3 и 4; 24) Разбор романа Крашевского "Два света", "Русское Слово", 1860 г., №№ 5 и 6. 25) Рецензия на ром. Крестовского "В ожидании лучшего", "Русская Речь", 1861 г., № 12; 26) "Горас Вальполь и маркиза Дюдеффан", ibid., №№ 1, 2 и 3; 27) "Москва и москвичи", ibid., №№ 1 и 3 (псевдоним В. Сухарев); 28) "Жизнеописания замечательных людей", — Елиз. Фрей; изд. общ. распр. полезн. кн., М., 1861 г.; прежде в "Русской Речи", 1860 г., №№ 17, 19, 20, 22 и 25. 29) Рецензия на ром. Достоевского "Униженные и оскорбленные", "Русская Речь", 1861 г., № 89; 30) "Несколько слов о женском труде", ibid., № 70; 31) "Переписка Беранже", ibid., № 14; 32) "Сисмонди и граф. Альбани, Альфиери и г-жа Сталь", "Библиотека для чтения", 1864 г., №№ 11 и 12; 33) "Шесть недель в гостях и дома", "Время", 1862 г., № 4; 34) "Воспоминания и размышления", ibid, № 6; 35) "Выдерж. из тек. литер. и путев. замет.: Нов. Вавил. Е. Пеллетана и Баль-Мабиль в Париже", "Библиотека для чтения", 1862 г., №№ 10 и 11; 36) "Корреспонденции из Парижа", "Голос", 1864 г., № 238; 37) "Письма к В. В. Н. из Парижа", "Северная Пчела", 1862 г., №№ 108, 125, 131 и 135; 38) "Богиня свободы Капфига", ibid., 1863 г., № 3; 39) "Париж в Америке", ibid., №№ 5, 6 и 7; 40) Рецензия на "Отцы и дети", "Северная Пчела", 1862 г., №№ 91 и 92; 41) "Г-жа Роллан", "Голос", 1864 г., №№ 213 и 214; 42) "Катакомбы", повесть, перев. с англ., М., 1866 г., 8°; II изд., М., 1869 г.; III — СПб., 1878 г.; IV — 1882 г.; V — 1886 г.; VI — М., 1886 г.; 43) Рецензия на "Искусство" Прудона, перевод Курочкина, "Голос", 1865 г., № 244; 44) Рецензия на роман Авдеева "Подводный камень", "Русская Речь", 1861 г., № 6; 45) Рецензия на повесть Толстого "Казаки", "Отечественные Записки", 1856 г., т. 109; 46) "Эпизоды из эпохи реформ", "Голос", 1865 г., № 272; 47) "Испания и Америка по кн. L. Colet и А. Trollope", "Библиотека для чтения", 1864 г., № 12; 48) "Жемчужное ожерелье", сказка, М., 1870 г., 8°; 49) "Хрустальное сердце", М., 1873 г., 12°; 50) Кто герой романа "Пугачевцы"?, М., 1874 г., 8°; 51) "Звездочка", изд. общ. распр. пол. кн., М., 1873 г., 12°; 52) "Биография В. Гюго", "Библиотека для чтения", 1864 г., №№ 4—8; 53) "Семья Шалонских", из сем. хрон., СПб., 1880 г., 8°; изд. И, СПб., 1882 г., 8°; 54) "Последние дни Помпеи", перев. для юнош. романа Бульвера, М., 1883 г., 8°; II изд. СПб., 1887 г., 8°; 55) "Житие преподобного отца нашего Ксенофонта, супруги его Марии и двух сыновей, Иоанна и Аркадия", СПб., 1884 г., 8°; 56) "Мучен. Колизея", пов. для детей, Калуга, 1884 г., 8°; 57) "Очерк жизни и деяний Иннокентия, митрополита московсковского", М., 1884 г., 8°; 58) "Три рассказа для детей", СПб., 1884 г., 8°; 59) "Жизнь св. Мак. Египет.", М., 1885 г., 8°; 60) "Через край", рассказ, М., 1885 г., 8°; 61) "Страдания св. мученика Адриана", Калуга, 1885 г., 8°; 62) "Дети короля Людовика XVI", М., 1885—1886 гг., 8°; 63) "Княжна Дубровина", повесть, 3 ч., М., 1886 г., 8°; 64) "Борьба испанцев с маврами и завоевание Гренады", СПб., 1887 г., 8°; 65) "Свящ. история Ветхого Завета", М., 1888 г., 8° (одобрена для женск. и мужск. заведений); 66) "Гизо", "Полярная Звезда", 1881 г., І; 67) "П. Н. Кудрявцев", ibid., III; 68) "Сергей Бор-Раменский", повесть, 2 ч., М., 1888 г., 178+244. О Евгении Тур: "Современник", 1851 г., № 2; "Москвитянин", 1851 г., № 6; "Русский Вестник", 1860 г., №№ 21 и 22; "Провинц. письма о нашей литер.", "Отечественные Записки", 1861 г., № 15 и 1862 г., №№ 10 и 11; "Похороны Русской Речи", стихотв.

Алмазова; сб. "Диссонанс", М., 1863 г.; "Сочинения" Дружинина, VІ, с. 578, 599, 745, 767 и 791; "Нива", 1889 г., № 49; ibid., 1892 г., № 20. {Половцов} Салиас-де-Турнемир, графиня Елизавета Васильевна (урожденная Сухово-Кобылина) — писательница (1815—1892), известная под псевдонимом Евгения Тур. Образование ее было поручено выдающимся московск. учителям и ученым: литературу ей преподавал С. Е. Раич (поэт), историю — Морошкин, физику — Максимович.

Самое сильное влияние на нее имел Надеждин.

Образование ее было закончено за границей.

В Париже она вышла замуж за графа С.; часто проживала по некольку лет за границей, где, как и в Москве, собирала вокруг себя известных писателей и ученых.

Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, И. С. Тургенев, А. Н. Афанасьев были из числа ее близких друзей.

Известный писатель гр. Салиас — родной сын С., а Сухово-Кобылин, автор "Свадьбы Кречинского", — брат ее. На литературное поприще выступила в "Современнике" в 1849 г., повестью "Ошибка". В следующем же году "Современник" объявлял, что печатание обещанного романа Некрасова и Стебницкого "Мертвое озеро" откладывается, чтобы дать место новому произведению автора "Ошибки", так понравившейся публике — роману "Племянница". Как повесть, так и роман имели большой успех. Тургенев пророчил автору блестящую будущность и посвятил разбору вводного эпизода в романе (под заголовком "Антонина") большую статью.

Также тепло отнеслись к дебютантке Дружинин и Ап. Григорьев, но дальнейшие произведения С. ("Три поры жизни", "Долг", "На рубеже", "Старушка" и др.) большого успеха не имели. Гepoи повестей и романов С. — люди большого света, без дела, без воли и каких бы то ни было интеллектуальных стремлений; отношение к ним автора — отрицательное; положительными типами являлись героини, олицетворявшие обманутую добродетель и безвинное страдание.

Любовь в произведениях С. имела значение "единственной задачи, для которой строились подмостки и леса повести". Написаны они все хорошим языком, живым, изящным и тонко отделанным.

Начиная с 1857 г. С. пишет в "Русском вестнике" статьи критико-биографического характера, но в 1860 г. покидает страницы журнала вследствие полемики с редактором (о г-же Свечиной), по поводу которой Писарев тогда же говорил, что "Русский вестник" не уважает умственной самостоятельности своих сотрудников.

В 61-м году она основывает собственный журнал "Русская речь"; здесь она вела отдел художественной и литературной критики. "Русская речь" просуществовала всего один год, а под редакцией С. — лишь полгода, так как в мае 1861 г. журнал был соединен с "Моск. вестником", а главную редакцию взял на себя один из друзей С., Е. М. Феоктистов.

В "Русской речи". С. писала об Авдееве, о Крестовском, Достоевском.

Достоевский напечатал тогда лишь первые свои четыре крупные вещи, но тонкому литературному чутью С. уже тогда было вполне ясно, что это громадный, великий талант.

Историко-литературный интерес представляет ее критический очерк об "Отцах и детях" Тургенева ("Сев. пчела"). Некогда сама прославленная знаменитым писателем и своим другом, она ополчается на "Отцов и детей" с искренним возмущением, с большой злобой и горечью. "Неужели, — писала она, — все молодое поколение, эта надежда России, эти живые, зреющие силы, эти ростки и соки должны походить на Базарова, Аркадия или Ситникова?!". По ее мнению, Тургенев "лучшие исключения из старого поколения воплотил в отцах, а самые уродливые из молодого — в сыновьях, в детях". Уменье С. отрешаться от личных интересов и счетов выразилось еще яснее в разборе романа сына ее "Пугачевцы". Она выступила в "Нов. времени" с обвинением его в "реализме", который ей представлялся в виде грозного чудовища, поглощающего все то лучшее, что было привито русскому обществу сороковыми годами.

Последние годы своей жизни С. посвящает детской литературе и повестям для юношества.

Все написанное ею в этой области ("Катакомбы", "Последние дни Помпеи", "Княжна Дубровина", "Сергей Бор. Раменский", масса сказок) имеет большую ценность и занимает видное место в литературе для юношества.

В 80-х гг. С. напечатала несколько произведений духовного характера.

А. Л—ая. {Брокгауз}