Шпир Африкан Александрович

— философ, сын небезызвестного в свое время врача, родился 15 ноября 1837 г. в имении Маслениновке, близ Елизаветграда, Херсонской губернии.

Первоначальным воспитанием ребенка руководила его мать, женщина очень умная и добрая, от которой Ш. унаследовал мягкость характера, гуманность и замечательное бескорыстие и к которой на всю жизнь сохранил глубокую привязанность.

Уже в раннем детстве Ш. обнаружил поразительную даровитость, он рано выучился грамоте и на шестом году читал бойко и выразительно. 8-ми лет его отдали в приготовительный пансион в Одессе, а затем поместили в Ришельевский лицей. Здесь скоро исчезли детская живость и резвость Ш.; предоставленный самому себе, он сделался вдумчивым и лет около 13-ти стал проявлять необыкновенную религиозность: строго соблюдал все церковные обряды, изнурял себя долгими молитвами и постами, выражал даже намерение стать монахом.

Мать, заметившая это настроение сына, поспешила переменить его обстановку и перевела его в подготовительный пансион Акимова в Николаеве для поступления в Черноморскую юнкерскую школу. Ш. блестяще выдержал вступительный экзамен, и вскоре новые занятия и новый круг товарищей постепенно отвлекли его от религиозных размышлений, а физические упражнения и правильный образ жизни благотворно повлияли на его здоровье.

В 1854 г. Ш. был произведен в гардемарины и в том же году принял участие в обороне Севастополя.

После Альминской битвы Ш. находился на 4-м бастионе южных укреплений вместе с гр. Л. Н. Толстым, с которым, однако, впоследствии никогда больше не встречался.

Вскоре юные гардемарины, по настоянию смертельно раненого адмирала Корнилова, были отправлены обратно в Николаев довершать свое образование.

Здесь в 1856 г. Ш. был произведен в офицеры, но в том же году умерла его мать, и он вышел в отставку.

Поселившись затем в деревне, Ш. занялся хозяйством и, как помещик, отличался большой гуманностью: еще за два года до всеобщего освобождения крестьян он освободил своих от барщины (а дворовых — от обязательных работ), наделил их отличной землей, предоставил им материалы для постройки изб и три года платил за них денежные повинности.

В то же время Ш. усердно занялся изучением философии.

С некоторыми философскими сочинениями Вольтера он познакомился еще в юнкерской школе, там же прочел он впервые и "Критику чистого разума" Канта в французском переводе Tissot; теперь в деревенском уединении молодой мыслитель решил по возможности ближе изучить различные философские системы.

Успешному выполнению этой задачи много помогло то обстоятельство, что Ш. хорошо владел языками: французским, немецким, латинским и польским, знал английский и греческий.

Вскоре он основательно изучил Декарта, Юма, Стюарта Милля и др., а Кант, уже в оригинале, сделался его настольной книгой.

В 1862 г. Ш. вместе с своим двоюродным братом К. А. Пулевичем в первый раз отправился за границу; посетил Париж, Берлин, Лондон и Лейпциг; в Гейдельберге расстался с своим спутником и остановился на более продолжительное время. Здесь он слушал лекции Гельмгольца и занимался ботаникой у Гофмейстера.

Вернувшись затем в 1864 г. на родину, он оставался здесь недолго и в 1867 г. окончательно переселился за границу.

Местом своего пребывания он избрал Лейпциг.

Усердно посещая в качестве вольнослушателя курсы философии, Ш. в это время уже работал над своим первым сочинением: "Поиски достоверного в области познания действительности", которое затем было им переделано и издано в 1869 г. Имя Ш. в ученом мире Западной Европы тогда еще не было известно, и философские журналы заговорили о нем только лет 10 спустя.

Этому отчасти был виной сам Ш., тщательно избегавший известности. "Ничто не может быть дальше от меня", писал он сам, "как желание привлечь на себя общее внимание.

Кто познал всю призрачность индивидуальности, тот ни во что ценит славу". Но придерживаясь таких взглядов, Ш. не был человеком, оторванным от мира, и ничто, волновавшее дух человеческий, не было ему чуждо; он интересовался и историей, и положением наук, и нравственными учениями, и вопросами социальными и экономическими.

Он чувствовал потребность в общении с людьми одного с ним духовного склада и с этой целью в 1869 г. напечатал свой план устройства подобного общежития под заглавием "Воззвание к друзьям разумного образа жизни". Неизвестно, по каким причинам Ш. в 1872 г. покинул Лейпциг и переселился в Штутгарт.

Здесь с 1873 г. стали появляться его ученые труды, из собрания которых ("Gesammelte Schriften") он исключил все, написанное им ранее 1870 г., как недостаточно зрелое.

Между тем, вследствие усиленных занятий, здоровье Ш. сильно пошатнулось.

В 1878 г. он заболел воспалением легких, и так как болезнь приняла хроническую форму, то Ш., по совету врачей, переехал в Швейцарию; сперва жил в Лозанне, а в 1883 г. переехал в Женеву.

Тем временем он не переставал работать и в 1884—85 гг. в Лейпциге были изданы в новой переработке его философские сочинения в 4-х томах: "Denken und Wirklichkeit", "Versuch einer Erneuerung der kritischen Philosophie", "Schriften zur Moralphilosophie" и "Vermischte Schriften". Первое из этих сочинений, самое капитальное, подробно развивает философскую систему Ш. В основе его учения лежит известный дуализм: природе физической противополагается высшая, "нормальная" природа, которая одна только истинна.

Внешний мир, как мы его себе представляем, не существует без воспринимающего и познающего субъекта, но никогда индукция не поведет нас дальше опыта, а познание сущности вещей нам недоступно путем эмпирическим; уже в самой психической жизни человека кроется нечто, невыводимое из законов природы.

Это — различие в человеке природного и морального; оно заключается в антитезе того, что есть, тому, что должно быть". Область физическая касается того, что есть, область моральная того, что должно быть. Выходя из этого положения, Ш., как философ-идеалист, постепенно пришел к утешительному для человечества выводу: зло и страдание в мире должны исчезнуть сами собой, источник их иссякнет, коль скоро человек поймет, что в этом мире все, не исключая его тела, и даже его индивидуальности, представляет нечто чуждое и постороннее его истинному я, тому божественному элементу, который он сознает в себе и который один абсолютен и вечен. Философское учение Ш., изобилующее глубокими и оригинальными мыслями, носит на себе несомненное влияние элеатской философии и гербартианства.

Исповедуя в моральной философии истинное добро, как высшее благо, которым человек внутренне уже обладает с того момента, как начинает искать его, Ш. сам всю жизнь стремился к совершенствованию и твердо верил в конечное торжество своего учения.

Когда ранней весной 1890 г. застарелая болезнь его осложнилась инфлюэнцей, он понял, что пришла "его очередь" и встретил смерть с спокойствием истинного философа, умирающего в сознании исполненного им в этом мире долга. Ш. скончался в Женеве 13 марта 1890 г. Бракер.

Биогр., прилож. к русскому переводу "Очерков критической философии" А. Шпира. (Там же список его сочинений и переводов с них, а также список книг, в которых говорится о философии Ш., на немецком, французском, английском и голландском языках). — H. Claparede — Spir. Биогр., прилож. к изданию "Nouvelles esquisses de philosophie critique". — Humanus. "African Spir — ein Philosoph der Neuzeit". — "Киевская Старина" 1895 г. ("Воспоминания об А. А. Шпире" H. А. Пулевича). — Энциклоп. словарь Брокгауза и Ефрона, изд. 1903 г. (Статья И. И. Лапшина). — "Большая Энциклопедия" Мейера (под редакцией C. H. Южакова).

А. Г. {Половцов} Шпир, Африкан Александрович (или Спир) — замечательный русский философ.

Род. 15 ноября 1837 г. близ Елизаветграда Херсонской губернии.

Его отец был широко образованным врачом, выпустившим в свет оригинальное сочинение: "О достоверности в медицине" (тотчас же конфискованное цензурой).

Мать его (славяно-греческого происхождения) была воспитательницей сына в раннем его детстве и своей мягкостью и гуманностью оказала на него самое благотворное влияние.

Можно сказать, наперекор теории Шопенгауэра, что Ш. унаследовал умственные дарования от отца, а характер — от матери.

Уже в раннем детстве мальчик обнаружил недюжинные способности.

Восьми лет он был отдан в пансион в Одессе, а затем в одесский Ришельевский лицей. Здесь вскоре (лет с 13) обнаружилась необыкновенная религиозность мальчика, которой раньше в нем не замечали.

Он стал строго исполнять церковные обряды и выражал, к ужасу матери, намерение поступить в монахи.

Мать перевела его в пансион, подготавливавший к юнкерской школе. Здесь он постепенно освободился от стремлений к мистике и аскетизму.

В 1854 г. Шпир был гардемарином и участвовал в защите Севастополя, но, по настоянию Корнилова, был, за молодостью лет, с несколькими товарищами, отправлен обратно в Николаев ("Им не воевать, а учиться нужно", — сказал Корнилов).

После смерти матери Ш., в 1856 г., вышел в отставку, поселился в деревне и стал изучать философию.

За два года до 19 февраля Ш. освободил своих крестьян, снабдил их отличной землей (по 6 десятин на ревизскую душу), дал им денег и материал на постройку изб и 3 года платил за них денежные повинности.

В 1862 г. Ш. предпринял заграничное путешествие.

В Гейдельберге он слушал лекции Гельмгольца и изучал ботанику у Гофмейстера.

В 1867 г. Ш. поселился в Лейпциге, где и вышел его первый труд, переработанный и переизданный в 1869 г.: "Поиски достоверного в области познания действительного". Как Соловьевский "Кризис западной философии" (1875), эта книга была направлена против материализма и позитивизма, и в эпоху господства этих направлений пришлась "не ко двору"; на нее не обратили надлежащего внимания.

В 1872 г. Ш. переселился в Штутгарт.

Со следующего года начинают появляться работы Ш. наиболее зрелые и самостоятельные, вошедшие впоследствии в состав полного собрания его сочинений, из которых самое капитальное — "Denken und Wirklichkeit". С 1878 г. Ш. жил в Швейцарии.

Умер в 1890 г. с мужеством и спокойствием, достойным истинного философа. "Не знаю, отчего люди так боятся смерти, — говорил он за несколько дней до смерти, — отрадно умереть, исполнив свой долг в этом мире". Философское учение Ш. Философская система Ш. изложена в полном виде в книге "Denken und Wirklichkeit". На русском языке есть популярный очерк его философии, сделанный им самим. Во внешнем мире все перемены объяснимы, как движения некоторых в своей сущности неизменных частиц.

Так учит естествознание, но оно бессильно вывести из законов движения человеческое сознание, психическую жизнь. В самой психической жизни есть нечто, не выводимое из законов природы.

Это — различие в человеке природного и морального; оно заключается в антитезе того, что есть, тому, что должно быть; область физическая касается того, что есть, область моральная — того, что должно быть. Эта антитеза очевидна уже из того факта, что человек судит. Конечно, человек нередко ошибается в своих суждениях, но самые ложные суждения указывают на существование истинных и на существование норм для различения первых и последних.

Существуют нормы для познания — логические, по которым мы отличаем ложь и заблуждение от истины, как нечто не долженствующее существовать, и нормы для поведения — моральные, осуждающие зло и несправедливость, как не долженствующие существовать.

Наивысшей нормой в области познания служит закон тожества.

Вся природа представляет собой аномалию, систематически организованный обман, ибо в ней ни один объект не тождествен абсолютно самому себе, но являет иллюзорную множественность и изменяемость.

Только то, что абсолютно просто, несложно, составляет нормальную природу вещей. "Все сложное пусто и тленно" — говорил совершенно справедливо уже Будда. Однако, несомненно, что внешний мир систематически вводит нас в обман своей телесностью, как чем-то существующим самостоятельно, в том виде, в каком он нам представляется.

Точно так же в природе нет нравственности: идеи добра и зла суть нечто столь же априорное, как антитеза истины и лжи, ибо она составляет основу наших моральных суждений.

Отсюда следует, что существует нечто безусловно доброе и истинное, составляющее нормальную природу вещей или Бога. Система Ш., изобилующая глубокими и оригинальными мыслями, носит несомненное влияние элеатской философии и гербартианства (учение о законах мышления, как нормах, взгляд на идеальность изменений и т. д.). К особенно важным сторонам учения Ш. следует отнести новую двоякую формулировку закона противоречия: утверждение и отрицание одного и того же не могут быть верны в одно и то же время (принцип прямого противоречия) и два различных утверждения об одном и том же и в одном и том же отношении (как A — шар и A — куб) не могут быть истинны в одно и то же время (принцип косвенного противоречия).

Это — важное разграничение, из новых логиков отчетливо выраженное лишь у Шуберта-Зольдерна (в его "Grundlagen einer Erkenntnisstheorie", 1884). Другое замечательное открытие Ш. заключается в указании на то, что распространение закона сохранения энергии на живые организмы логически необходимо приводит к отрицанию объективных признаков одушевленности; другими словами, признание механической предопределенности всех движений человека дает право рассматривать (с методологической точки зрения) все его поступки, как протекающие в силу физиологических процессов, без участия сознания.

Фр. А. Ланге один из первых провозгласил распространение закона сохранения энергии на живые организмы, а Ш. первый сделал отсюда вывод относительно объективных признаков одушевленности, а именно, что этот факт открывает поле сомнениям в реальности чужого сознания помимо нашего собственного, хотя сам Ш. и не разделял этих сомнений.

На эту заслугу Ш. указал Лаас в книге: " Kant''s Analogieen der Erfahrung", где он ссылается на "Empirie und Philosophie" Шпира. Ш. является предшественником идей Рихарда Авенариуса, Шуберта-Зольдерна и Александра Введенского по этому вопросу.

Сочинения Ш.: "Denken und Wirklichkeit" (Штутгарт, 3-е изд.; прекрасный французский перевод профессора лилльского университета Penjon: "Pensee et realite", 1896, в "Travaux et memoires des Facultes de Lille"); "Moralitat und Religion, Recht und Unrecht" (3-е изд.); "Philosophische Essays"; "Forschung nach der Gewissheit der Erkenntniss der Wirklichkeit"; "Vier Grundfragen"; "Ueber Religion", "Joh.-Gottl. Fichte nach seinen Briefen"; "Erorterung einer philosophischen Grundeinsicht"; "Ueber Idealismus und Pessimismus"; "Andeutungen zu einen widerspruchlosen Denken"; "Sinn und Folgen der modernen Geistesstromung"; "Esquisses de philosophie critique" (русский перевод г-жи Бракер, с обстоятельной биографией Ш.: "Очерки критической философии", 1901); "Nouvelles Esquisses de philosophie critique" — к этой книге, печатавшейся первоначально в "Revue de Metaphysique et de Morale" (1898), приложена биография Ш., составленная его дочерью.

О Ш. писали: Lipps, в "Philosoph. Monatshefte" (т. XIV); Fr. Jodl в "Zeitschr. f. Philosophie und Philos. Kritik" (1885) и в "Philos. Monatshefte" (1891); Spitzer, "Darstellung und Kritik der Moralphilosophie Spir''s" (1896); Humanus, "A. Spir, ein Philosoph der Neuzeit"; Theodor Lessing, книга о личности и философии Ш. (печатается); Renouvier, в "La critique philosophique" (1878, 1889); Penjon, "Esquisse d''une reforme en philosophie" (1895); Max Muller, "Nineteenth Century" (1895). И. Лапшин. {Брокгауз}