Стрельцова Галина Яковлевна

(р. 16.08.1937) — спец. в обл. истории филос., культурологии и этики; д-р филос. наук, проф. Род. в Горьком.

Окончила филос. ф-т МГУ (1963) и асп. того же ф-та по кафедре истории заруб. филос. С 1970 работает на этой же кафедре, проф. (с 1992). Канд. дисс. — "Критика концепции диалектики Жана-Поля Сартра" (1968), докт. дисс. — "Философия Блеза Паскаля и современность" (1986). В трудах С. особое внимание уделяется проблемам диалектики, гуманизма, человеч. духовности, интуиции и разума, свободы человека, субъекта и структур нравств. сознания, соотношения зап. филос. и рус. культуры.

В отдельную обл. иссл. она выделила "метафизику сердца", идущую в Новое время от Паскаля и самобытно развитую такими рус. мыслителями, как И.Киреевский, А.Хомяков, Ф.Достоевский, П.Юрке-вич, П.Флоренский, И.Ильин, Б.Вышеславцев, супруги Рерих, Л.Андреев и др. Опора на "феномен сердца" в учении о человеке, сфере морали, а также и в постижении истины и самого Бога — в противовес "отвлеченно рассуждающему разуму" в зап. метафизике — рассматривается С. как глубинная основа, "душа русской культуры", родственная душа Паскаля, мало понятого на Западе и по достоинству оцененного лишь в России.

Однако в сов. времена марксизм "не претендовал на наследие Паскаля" (равно как и Августина, Шеллинга, Ницше и др.) и "бичевал" его за религ. ориентацию.

До иссл. С. филос. Паскаля "изымалась" как "тупиковая ветвь" в развитии европ. традиции (И.С.Нарский).

С. "открыла" для росс. читателя "неизвестного Паскаля" и представила этого великого философа — наряду с Декартом, Спинозой и Лейбницем — как мыслителя-новатора и пророка (Л.Н.Толстой), предвосхитившего позднейшие пути зап. мысли: религ. модернизм М.Блонделя, филос. антропологию М.Шелера, экзистенциализм С.Кьеркегора, Г.Марселя, А.Камю и др. — и обогатившего мировую мысль уникальной "филос. сердца", неподражаемым "искусством убеждения", "науки доказательства", проникновенной религией "личного Бога" (в отличие от "Бога ученых и философов") и мн. др. В эпоху "прагматичного ума" и культа утилитарных ценностей С. обосновывала потребность в "культуре сердца" для дух.-нравств. и религ. воспитания людей, подчеркивая в структуре личности фундам. значение нравств. чувств и нравств. интуиции (в отличие от нравств. рефлексии).

При иссл. экзистенциализма Сартра С. выявляет исторически определ. и специфический тип его субъективной экзист.-феноменологич. диалектики как противоположный объективно-онтол. диалектике Гегеля и до нек-рой степени родственный "антитетической диалектике" Фихте. Диалектика В-себе и Для-себя в кн. "Бытие и Ничто" Сартра рассматривается ею как теор. фундамент его концепции "абсолютной свободы" человека и трактовки личности как causa sui. Анализируя послевоенный труд Сартра "Критика диалектического разума", С. приходит к выводу об эволюции его взглядов под влиянием идей Маркса: он отказывается от формулы "существование предшествует сущности" и признает соц. обусловленность личности и ее свободы.

Обращаясь к творч. С.Кьеркегора, С. фиксирует парадоксы его экзист.-антропологич. и религ. сознания и характеризует его как оригинального философа-парадоксалиста. "Вкус к парадоксам" она считает "особым филос. гением", столь же редкостным среди философов, как и всякий др. "экзотический дар" (поэтический гений, блестящий лит. стиль и др.). До Кьеркегора им отличался Паскаль, а после него — Ницше, Л.Шестов, Бердяев и немногие др. "Страсть к парадоксам" нередко выступает как потребность в диалек-тич. мышлении, выступающем за пределы "рассудочной метафизики" Запада и "скуки здравого смысла". В нравств.-психол. очерке "Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви". С. — лауреат премии им. М.В.Ломоносова (1996) за кн. "Паскаль и европейская культура". Соч.: Проблема диалектики в экзистенциализме Ж.-П.Сартра // Из истории зарубежной философии XIX—XX веков. М., 1967; Эволюция философский взглядов Ж.-П.Сартра // ВФ. 1968. № 3; Проблема личности и ее свободы в экзистенциализме Ж.-П. Сартра // ФН. 1971. № 4; К критике концепции экзистенциальной диалектики Ж.-П.Сартра // Философия марксизма и экзистенциализм.

М., 1971; Критика экзистенциалистской концепции диалектики (Анализ философских взглядов Ж.-П.Сартра).

М., 1974; Блез Паскаль (Мыслители прошлого).

М., 1979; Феномен Паскаля // ВФ. 1979. № 2; Декарт и Паскаль // Там же. 1985. № 3; Диалектика и экзистенциализм // Современные зарубежные концепции диалектики.

М., 1987; Судьба любви сегодня.

Нравственно-психологический очерк // Философия любви. Т.1. М., 1990; Барокко и классицизм. 17 в. // Человек.

Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.

М., 1991; Философия и культура.

М., 1994 (Предисловие и ред.); Паскаль и европейская культура.

М., 1994; "Даниил Андреев", "Паскаль в России", "Сердца метафизика" // Русская философия.

Словарь.

М., 1995; (2-е изд. М., 1999); Парадоксы религиозной веры у С.Кьеркегора // Къеркегор и современность.

Минск, 1996; Материалы Международной конференции в Минске.

Ноябрь, 1995; Разум и сердце у Декарта и Паскаля // Декарт в канун 21 столетия.

М., 1998, (Материалы Международной конференции.

Апрель, 1996, Тверь); Парадоксы философии Серена Къеркегора // В. МГУ. Сер.7."Философия". 2000. № 4; "Монтень", "“Опыты” Монтеня", "Паскаль", "“Мысли” Паскаля", "А.Арно", "Л.Молина" // Новая философская энциклопедия в 4 томах. М., 2000—2001.