Струве Генрих Егорович

(род. в 1840 г.) — современный философ.

В 1862 г. С. защитил в Йене диссертацию на степень доктора философии "Zur Entstehung d. Seele". В 1863 г. С. был назначен адъюнкт-профессором по кафедре философии в бывшей главной школе в Варшаве и занимает до сих пор эту кафедру в Варшавском университете.

Читал лекции по энциклопедии философских наук, логике, психологии, этике, эстетике и истории философии.

В Московском университете С. получил степень доктора философии после защиты диссертации "Самостоятельное начало душевных явлений" (М., 1870). Книга С. вызвала оживленную полемику в литературе.

Против нее выступил Н. Аксаков с брошюрой "Подспудный материализм, по поводу диссертации г. С." (М., 1870) и С. Усов, "По поводу диссертации г. С." (М., 1870). В защиту С. выступил Юркевич ("Игра подспудных сил", "Русский вестн.", 1870, 3). В полемике принял участие и Н. Страхов, который написал критический отзыв о книге С., "Введение в философию" (в "Журн. M. H. П."). Другие сочинения С. на русском языке: "Отличительные черты философии и их значение в сравнении с другими науками" (Варш., 1872); "Элементарная логика, руководство для преподавания и самообучения" (ib., 1894; 10 изд., СПб., 1900); "Введение в философию.

Разбор основных начал философии вообще" ("Энциклопедия философских наук", ч. 1, Варш., 1890); "Способности и развитие философствующего ума" (М., 1897); "Современная анархия духа и ее философ Фр. Ницше" (Харьк., 1900). На польском языке: "Wywod pojecia filozofii (Варш., 1863); "О psychologicznej zasadzie teoryi poznania" (Варш., 1864); "О temperamentach" (ib., 1864); "O istnieniu duszy i jej udziale w chorobach umyslowych" (ib., 1867). "O pieknie i jego objawach" (Варш., 1865); "Wyklad systematyczny logiki. T. I. Czesc wstepna" (ib., 1871); "Synteza dwoch swiatow" (Bapш., 1876, изложение проводимой С. философской системы); "Cechy charakterystyczne filozofii и jej znaczenie w porownaniu z innymi naukami" (Варш., 1875); "O niesmiertelnosci duszy" (ib., 1884); "Estetyka barw" (ib., 1886) и мн. др. С 1885 г. под редакцией С. выходят переводы классических философских сочинений на польский язык. На немецком языке С. написал. "Hamlet. Eine Charakterstudie" (Веймар, 1876); "Zur Psychologie der Sittlichkeit" (Б., 1882); "Die polnische Litteratur zur Geschichte der Philosophie" (Берл., 1892) и мн. др. В своих философских сочинениях С. пытается построить цельную философскую систему идеального реализма, примыкая главным образом к учениям Фихте-младшего и Ульрици, отчасти Лотце, Фехнера и др. Дух и материю он считает не двумя реально различными субстанциями, а двумя разделенными абстракциею понятиями о двух сторонах реально неразделенного целого; с этой точки зрения С. называет Бога душою Mиpa, мир — телом Бога. Как нет противоречия между понятиями духа и материи Бога и мира, так нет его и между понятиями свободы и необходимости: необходимость есть выражение непременности и порядка, которые, в свою очередь, являются результатами свободной воли Верховного Существа.

В мире нет противоречий, все составляет вечную, ненарушимую гармонию; один только человек находится в разладе с окружающим его миром, но это — явление преходящее, результат умственной и нравственной незрелости человечества, небольшой отрывок его неизмеримого исторического движения.

Вообще, идеальный реализм, называемый С. также "синтетической философией", стремится примирить противоречия между духом и материей, свободою и необходимостью, искусством и наукой, церковью и государством и т. д. Метод С. — психологический анализ.

По опредлению С., философия изучает общее в частном, а специальные науки, основою которых является математика, — частное в общем; предметом последних служит познание явлений, предметом философии — объяснение явлений.

Значение С. заключается в том, что он один из первых восстал против материалистических тенденций в философии 60-х годов. См. сочинения о С. на польском языке В. Лютославского (Варш., 1896) и К. Кашевского (Варш., 1898). {Брокгауз}