Терьян Ваан

[1885—1920] — крупный армянский поэт, самый яркий представитель новой армянской поэзии дооктябрьского периода.

Род. в семье священника.

Окончил историко-филологический факультет Московского ун-та. В первые дни Великой Октябрьской социалистической революции Т. вступил в ряды коммунистической партии и принимал активное участие в советском социалистическом строительстве.

В 1918—1920 возглавлял комиссариат по армянским делам, проводил большую организационно-пропагандистскую и литературно-издательскую работу.

Умер в 1920 от туберкулеза легких.

Первая книжка стихов Т. "Грезы предвечерья" [1908] явилась крупным событием в армянской литературе. 23-летний поэт стал создателем модернистской поэтической школы, господствовавшей в армянской литературе вплоть до Октября.

Творчество Т. развивалось под большим влиянием русских символистов, особенно Александра Блока, а также крупнейших французских лириков второй половины XIX в. (П. Верлен, Ш. Бодлер и, др.). Неопределенная, беспредметная тоска, чувство неудовлетворенности, стремление к неведомому и неизведанному, мечты о прекрасном, но недосягаемом, сумеречные грезы, осень, туман — таковы основные мотивы поэзии Т., отвечавшие в то время пессимистической настроенности широкой мелкобуржуазной интеллигенции.

Это и обусловило огромный успех и популярность Т. Однако Т. не был певцом безнадежного пессимизма и беспросветного отчаянья, — в "сумеречности" его поэзии таилась глубокая неудовлетворенность буржуазно-капиталистическим строем.

Т. не был поэтом-индивидуалистом ницшеанского склада.

В его томленье одиночеством всегда звучала тоска по коллективу.

Вот почему восторженное приятие Т. Великой Октябрьской социалистической революции и его вступление в ряды коммунистической партии были вполне естественны и понятны.

Не напрасно один из наиболее удачных циклов послеоктябрьских стихов Т. носит символическое заглавие "Возвращение": эти стихи перекликаются с революционными мотивами стихов, написанных в период революции 1905. После долгого блуждания поэт вступил в "лучезарную долину света", подошел вплотную к революционной советской действительности.

Поэзия Т. с ее тончайшим лиризмом, исключительной музыкальностью стиха, богатством и чистотой языка, глубиной и проникновенностью чувств — крупнейшее явление в истории армянской литературы.

Большое поэтическое мастерство Т. оказывало сильное влияние на дальнейшие формальные достижения армянской советской поэзии.

Библиография: I. На армянск. яз.: Грезы предвечерья, Стихи, Тифлис, 1908; Стихотворения, М., 1912; Собрание сочин., 4 тт., изд. Армгиза, Константинополь — Ереван, 1923. С. Гамалов. {Лит. энц.}