Воронин Андрей Алексеевич

(р. 05.10.1947) — спец. по соц. филос.; издатель, ред.; канд. филос. наук, ст. н. с. Род. в Москве.

Окончил МГУ, филос. ф-т, социол. отделение.

Работал в Ин-те социол.

АН СССР (1972— 1973), ИНИОН АН СССР (1973—1978), изд-ве "Наука" (1978—1984). Закончил асп. ИНИОН без отрыва от производства.

С 1984 года работает в ИФ РАН. Канд. дисс. — "Методологические проблемы исследования общественного сознания" (1987). Ст. н.с, гл. ред. независимого ж. "Философские исследования" (ежеквартальник, выходит с 1992, наряду с профессиональными философами печатает статьи "философов по призванию"), ведет преп. деятельность (с 1985). В 1997—1998 был науч. консультантом фирмы "Бюро политического дизайна" по политтехнологиям и социол. иссл. С 1992 — член президиума Моск. филос. фонда, вед. издательскую, организационную и просветительскую работу.

Член Союза журналистов.

С 1998 — директор проекта Междунар. кафедры ЮНЕСКО (по разработке концепции альтернативных систем образования).

Обл. науч. интересов — теория сознания, теория идеологии, филос. образования, социокультурное прогнозирование, филос. техники.

В работах конца 80-х — начала 90-х гг. разрабатывал понятийный аппарат иссл. "реальностей обществ. сознания", в частности, темы субъектности сознания, его спонтанности — сформированности, природы возникновения и распространения идеологии, методологии иссл. сознания.

К середине 90-х гг. интересы В. сместились к иссл. областей институционального "производства" сознания — наука, образование, идеология.

С 1995 после стажировки в Российско-германском колледже Технического ун-та г. Карлсруэ (ФРГ) ведет иссл. преимущественно в обл. филос. техники.

Основная концепция, аргументируемая в ряде публикаций,— методол. подход к технике как к коммуникативной стратегии, формируемой людьми в ходе своего общения.

Коммуникативная природа техники коренится в креативности человека и роднит ее с др. способами общения — языком, наукой, искусством, правом и т.п. В таком качестве техника не противостоит культуре, а включается в нее наряду с др. стратегиями, занимая свое особое место. Иссл. единства культуры и техники позволяет, с его т. зр., по-новому осмыслить традиционные и трудноразрешимые дилеммы техники и культуры, техники и морали, техники и отчуждения и указать на общие основания разворачивания культурного, тех-нич., нравств., эстетич. "пространств" самоосуществления человека.

В. перевел на рус. язык кн. классика ливанской литературы Халила Джибрана "Пророк", опубликовал филос. прозаические эссе ("Модели", "Живые души"), несколько полито л. эссе. В печати находится статья "Периодизация истории и проблема определения техники". Соч.: Социальный субъект и субъект общественного сознания: к постановке проблемы // Социальные субъекты и политика.

М., 1991; Коммунизм как идеология незавершенного строительства // Философские исследования. 1993. № 2; Подходы к исследованию сознания // Там же. 1995. № 2; Модели // Самосознание: мое и наше. М., 1997; Техника как коммуникационная стратегия // ВФ. 1997. № 5; Техника как коммуникация // Техника, общество и окружающая среда. М., 1998; Живые души // Философские исследования. 1999. № 2.