Зарудная Варвара Михайловна

— род. 5 декабря 1857 в Екатеринославе; по окончании гимназии в Харькове, изучала пение там же в Музыкальном училище И. Р. М. О. у Прохоровой-Маурелли, а затем 1879—82 в СПб. консерватории (Ниссен-Саломон, Эверарди).

Пела затем с большим успехом в Киеве у Сетова и, вышедши 1883 замуж за Ипполитова-Иванова (см.), назначенного директором тифлисского музык. училища, — в Тифлисе, по временам гастролируя также в Киеве и др. С 1894 состоит профессором пения при московской консерватории. {Риман} Зарудная, Варвара Михайловна (Зарудная-Иванова; по мужу Ипполитова-Иванова) [5(17).12. 1857, Екатеринослав, ныне Днепропетровск — 14.3.1939, Москва] — арт. оперы (лирич. сопрано), камерная певица и педагог.

Жена М. Ипполи-това-Иванова.

Род. в дворянской семье. Окончила Харьков. гимназию.

В 1876 поступила в местное муз. уч-ще РМО, где обучалась пению в кл. К. Прохоровой-Маурелли, с 1879 — в Петерб. конс. (три мес. у Н. Ирецкой, затем у Г. Ниссен-Саломан и К. Эверарди).

В этот период принимала участие в муз. вечерах, проходивших в домах А. Бородина, В. Стасова, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, Ц. Кюи. Здесь ею были исполнены по рукописям отрывки из партий Снегурочки, Ганны ("Майская ночь"), Ярославны ("Князь Игорь"; А. Бородин написал эту партию в расчете на голосовые возможности певицы).

Окончив конс. с серебряной медалью в 1882, дебютировала в Киеве (антр. И. Сетова), затем выступала в Харькове, Тифлисе (1883—93, дебютировала в партии Антониды; нек-рые партии в операх рус. и зарубеж. композиторов исп. на груз. яз.). С 1893 эпизодически гастролировала в Иркутске, Казани, Калуге, Тифлисе, Петербурге (Мариинский т-р). Ежегодно ездила в Киев. где совершенствовалась в вокальном искусстве под рук. К. Эверарди и одновременно выступала в местной опере. Обладала гибким голосом мягкого, теплого тембра, музыкальностью, сцен. мастерством.

С одинаковым успехом исп. лирич., драм. и колоратурные партии. 1-я исп. партий: Ноэминь ("Руфь"), Зорайи ("Азра"); в Тифлисе — Татьяны ("Евгений Онегин"), Марии ("Мазепа", пела в присутствии П. Чайковского, к-рый высоко оценил талант певицы).

Кумы Настасьи ("Чародейка"); в Киеве — Татьяны ("Евгений Онегин"), Тамара ("Демон"). Лучшие партии: Антонида, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Кума Настасья, Церлина ("Дон Жуан"), Маргарита ("Фауст"), Селика.

Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"); Джильда, Аида, Микаэла, Джоконда, Галька.

Партнеры: М. Инсарова, П. Кошиц, П. Лодий, И. Прянишников, Е. Ряднов, И. Тартаков, Л. Яковлев.

Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, И. Прибика.

З. была замечательной камерной певицей.

Часто выступала в симф. концертах и/у В. Сафонова, А. Рубинштейна, М. Ипполитова-Иванова.

Камерный репертуар включал произв.

А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Рубинштейна, П. Чайковского, М. Ипполитова-Иванова, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и нар. песни. С 1883 вела пед. деят-сть в Тифлисе: вначале преподавала в муз. классах, затем — в Муз. уч-ще, в организации к-рого принимала активное участие вместе с Ипполитовым-Ивановым.

Здесь в ее кл. занималось ок. 40 учеников.

С 1890 по инициативе 3. силами студентов уч-ща ставились отрывки из опер "Жизнь за царя" М. Глинки, "Русалка" А. Даргомыжского, "Фауст", "Риголетто", а также "Свадьба Фигаро" (полностью).

Сыграла значительную роль в развитии вокальной культуры в Грузии.

В 1893—1924 преподавала в Моск. конс. (с 1903 проф., с 1914 засл. проф.). Являлась последовательницей методов преподавания К. Эверарди.

В 1917 вместе с Ипполитовым-Ивановым организовала Вокальную студию им. П. И. Чайковского, в к-рой занималась рабочая молодежь.

В 1922—23 здесь были поставлены: "Свадьба Фигаро", в 1925—26 — "Снегурочка", в 1926—27 — "Так поступают все", в 1927 — "Хованщина", в 1928 — "Черевички" и "Евгений Онегин". Среди учеников (всего 65) — К. Арле-Тиц, А. Белянин, Н. Бичурина, М. Дидебулидзе, A. Джаксли, А. Добровольская, Е. Егоров, З. Ершова, Е. Ждановский, С. Зорич, Н. Кемарская, Н. Колесникова, Е. Копосова-Держановская, B. Макарова-Шевченко, К. Минаев, М. Мирзоева, Н. Нагачевский, В. Никольский, С. К. Новоспасская, Ф. Петрова, В. Петрова-Званцева, О. Петрусенко, А. Позднякова, М. Риолли-Словцова, Т. Рчеулишвили, Е. Сабинина.

Вела переписку с П. Чайковским (см.: Искусство. 1927. № 4; рук. материалы — в ГЦММК, ф. 2, ед. хр. 5113—19). Соч.: О том, о сем и обо всем по пению и преподаванию и оперному делу (1921, рук.). — в ГЦММК, ф. 2, ед. хр. 2070; Искусство пения (заметка, 1924—25). — Там же, ф. 2, ед. хр. 2073. Лит.: Моравский Г р. [Сообщение из Киева] // Муз. мир. 1883. № 2. С. 5—6; А-въ. B. М. Зарудная // Театр. мирок. 1892. № 51. C. 9—10; Ипполитов-Иванов M. M. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — М., 1934; В. М. Зарудная-Иванова. (Некролог) // Сов. музыка. 1939. № 3. С. 121; Черная Е. Соратница Шаляпина // Сов. музыка. 1963. № 10. С. 81—87; Подземская Л. П. M. M. Ипполитов-Иванов и грузинская музыкальная культура. — Тбилиси, 1963. С. 45—46, 71—72; Mшвелидзе А. Очерки по истории музыкального образования в Грузии. — М., 1971. С. 65, 83, 102—103; Яковлева А. В. М. Зарудная-Иванова — педагог // Труды Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. — М., 1976. Вып. 24. С. 247—265; M. M. Ипполитов-Иванов: Письма.

Статьи. Воспоминания / Сост., автор вступ. статьи и коммент.

Н. Н. Соколов. — М., 1986.