Зись Авнер Яковлевич

(18.11.1910—05.09.1997) — спец. по эстетике, общей теории искусства, методол. эстетич. иссл.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Умань. Окончил ист. ф-т Киевского ин-та нар. образования (1930). Участник Великой Отеч. войны. Преподавал филос. в разл. вузах, в том числе в ГИТИСе и в МГУ. С 1977 — зав. отделом эстетики и общей теории искусства Росс. ин-та искусствознания.

Канд. дисс. — "Вопросы этики в марксизме" (1939). Докт. дисс. — "Вопросы искусства в марксистской эстетике" (1966). Являлся вице-президентом Эстетич. ассоциации РАН. Заслуженный деятель науки РФ. Исследуя широкий круг проблем филос.-эстетич. теории и совр. искусствознания, З. сосредоточил свое внимание на разработке трех актуальных направлений. 1. Взаимоотношение филос. мышления и художеств. творч. Здесь З. разработал филос. концепцию общекультурного характера.

Искусство и филос. рассматриваются им как два взаимозаменяемых, но с необходимостью обращающихся друг к другу феномена культуры.

Искусство выступает в его концепции не только как объект, но и как источник филос. знания, а филос. рефлексия — как образующая интеллектуальный климат, обусловливающий глубину художеств. постижения действительности.

З. обосновано разграничение собственно филос. и художеств.-филос. знания.

Философичность искусства выводится из самой его природы, искусство рассматривается как модель дух. культуры, а филос— как самосознание художеств. мысли. 2. Выявление природы искусства и художеств. творч. В этом плане взгляды З. претерпели определ. эволюцию.

Если в ранних его работах акцентировалось функциональное назначение искусства, то в 70—80-е гг. он разрабатывал концепцию самоценности художеств. творч., не имеющей, однако, как считал автор, ничего общего с эстетич. изоляционизмом.

Его концепция предполагала органическую приобщенность художеств. текста к культуре.

Особое место занимало обоснование универсальной природы художеств. ценности и раскрытие сущности самой категории "художественность". 3. Методол. совр. искусствознания.

По мнению З., необходимо не только конвергентное (междисциплинарное), но и дивергентное изучение искусства, учитывающее его имманентные особенности.

Он обосновывал статус искусствознания как науки, выявлял его структуру, изучал соотношение между искусствознанием как наукой и совр. системой наук, изучающих искусство и художеств. творч. Соч.: Лекции по марксистско-ленинской эстетике.

В 2 т. М., 1960 (2-е изд. М., 1964); Художник и время. М., 1963; Искусство и эстетика.

Введение в искусствознание.

М., 1967; Основы марксистской эстетики.

М., 1977; Виды искусства.

М., 1979; Конфронтации в эстетике.

М., 1980; Эстетика: идеология и методология.

М., 1984; Методологические искания в западном искусствознании.

Герменевтика. [В соавт.]. М., 1984; Философское мышление и художественное творчество.

М., 1987; В поисках художественного смысла.

Избранные работы.

М., 1991; На подступах к общей теории искусства.

М., 1995; Чему свидетелем был // ВФ. 1996. № 2; У истоков журнала "Вопросы философии" // Там же. 1997. № 7.