Ашальчи Оки

[Векшина А. Г., 1898—] — современная вотяцкая писательница.

Образование получила в Карлыганской Вотской учительской школе [1914], на Казанском рабочем факультете [1921] и медицинском факультете Казанского университета [1927]. Несколько лет была народной учительницей в глухих вотяцких деревнях.

На литературное поприще выступила в вотяцких газетах "Виль синь" (Новое око) и "Гудыри" (Гром) в 1918. Родившись в крестьянской вотяцкой семье, где народная лирика еще живет в быту, она впитала в себя любовь к простой и бесхитростной народной песне и к ее исполнительнице-вотячке.

Отсюда ее основные темы — неразделенная или неудачная любовь, неудачное замужество, социальные бедствия (пьянство), положение вотячки в семье и обществе.

Выпущенная ею в 1925 книжка стихов "Сюрес дурын" (У дороги) отображает доселе неизвестный мир переживаний вотячки-крестьянки, вотячки-рабфаковки.

Недаром ее книга вызвала оживленные споры и сразу выдвинула автора в ряды лучших литературных сил. Правда, А. О. еще стоит только у "дороги", которую революция открыла вотячке.

Из всех ее тем выделяется тема о любви. Взята она ею не случайно.

В вотяцких гуртах (деревнях) среди молодежи замечается некоторая половая распущенность.

Отсюда, как протест против нее тема о любви, опоэтизирование чувства любви. А. О. отвергла строгие литературные формы. Ее поэтика — поэтика народной песни. Многие стихи А. О. трудно отличить от народных песен, — так просто, глубоко и задушевно они написаны.

Рифмы ее изменчивы и порою случайны; строфы капризны и неровны.

Но стихи близки вотячкам и распеваются по деревням.

В 1924 А. О. выпустила в хрестоматии "Шуныт зор" (Теплый дождь) детские рассказы: "Аран дырья" (В страду) и "Виль кубо" (Новая прялка), которые показали, что она является не только лириком, но и бытописателем детской жизни. Часть стихов А. О. переведена на зырянский яз. Библиография: Сюрес дурын (У дороги), сборн. стихов, Центриздат, М., 1925; О чем поет вотячка, стихи в перев. К. Гepда, Глазов, 1928. К. Герд. {Лит. энц.}