Кириленко Галина Георгиевна

(р. 11.09.1950) — спец. в обл. теории познания и филос. антропологии; канд. филос. наук, доц. Род. в Москве.

Окончила филос. ф-т МГУ (1972) и асп. того же ф-та (1975). С 1975 работает на кафедре филос. гуманит. ф-тов МГУ, в наст. вр. — доц. этой кафедры.

Канд. дисс. — "Натурфилософский стиль мышления и его современные модификации" (1978). Разрабатывает проблемы: методол. гуманит. знания, филос. антропология, структура самосознания личности.

Индивидуальное самосознание рассматривается К. в качестве специфического вида дух. деятельности, в к-ром сфокусированы все особенности ценностного освоения бытия. Центр. понятием, необходимым для осмысления самосознающей деятельности, она считает понятие жизненного мира, синтезирующее понятия "образ мира" и "образ Я". Разл. типы жизн. мира — мир непосредственной жизненности, мир цели, ценностно-ориентированный жизненный мир — порождают разл..модели самосознающей деятельности.

К. выделяет дедуктивистскую, ситуационную, релятивистскую и диалогич. модели самосознания.

В дедуктивистской модели центр. является образ "Я", владеющего собственным жизненным миром. Ситуационная модель конструирует образ неподвижного "Я", живущего в разл. мирах. Релятивистская модель разрушает традиц. для европ. культуры образ целостного "Я". В основе диалогич. модели лежит принцип динамичного, внутренне противоречивого жизненного мира. Изучение структуры самосознающей деятельности вводит в орбиту теор. анализа такой объект иссл., как "мир повседневности". Совр. дух. ситуация характеризуется К. как "новая повседневность", стирающая границы между разл. типами жизненного мира, ввергая человека в смысложизненный хаос. В этих условиях социокультурная миссия филос. выступает в качестве источника индивидуального жизнестроения.

Соч.: Кризис методологических основ буржуазной философии науки. М., 1982; Мировоззрение и формирование ценностных ориентации личности.

М., 1983; Мировоззрение личности.

М., 1986; Что такое философия? [В соавт.]. М., 1987 (издана на англ., франц. и др. яз.); Самосознание и мировоззрение личности.

М., 1988; Что такое личность? [В соавт.]. М., 1989 (издана на англ., франц., испанском и др. яз.); Проблема человека в марксистской философии.

М., 1989; Жизненный путь и судьба.

М., 1992; Мифологическое сознание: история и современность // РЖ. "Социальные и гуманитарные науки". Сер.3. 1993. № 1; Парадоксы самосознания // Российский монитор. 1993. № 4; Два лика мифа // Миф. Нови Сад, 1996 (на сербск. яз.); Посланник трех миров: интеллигенция в русской культуре // Социс. 1997. № 3; От "общего дела" — к умному деланию. [В соавт.] // Высшее образование в России. 1997. № 3; "Аверроэс", "Баденская школа", "Белл", "Беме", "Вебер Макс", "Винделъбанд", "Григорий Нисский", "Деррида", "Кассирер", "Коген", "Кроче", "Леви-Стросс" и др. // Краткий философский словарь.

М., 1998; 2-е изд. —2001; Жизненный мир как основа самоидентификации личности // Ведение переговоров.

М., 1998; Индивидуализм и проблема человека // Проблема человека в философии.

М., 1998; Человек повседневности: автор или самозванец? // Полигнозис, 1998. № 4; Философия.

Справочник студента. [В соавт.]. М., 1999; Философия культуры // Человеческая реальность: проблемы теории.

М., 1999; Говорящее сословие // Высшее образование в России. 2001. № 4; Человек, общество, природа // Обществознание.

Пособие для абитуриентов.

М., 2001.