Леонтий епископ Ростовский

— святой епископ Ростовский.

Святой Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в известном послании своем к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину, приложенном к Печерскому патерику, перечисляя постриженников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их св. Леонтия, называет его третьим "гражданином русского мира". Житие же этого святителя, сохранившееся в многочисленных списках, утверждает, что он был грек, уроженец Константинополя.

Митрополит Макарий, примиряя эти противоречия, допускает, что Леонтий мог быть греком, пришедшим впоследствии в Россию.

Профессор В. О. Ключевский стоит за русское происхождение Леонтия.

Служба сему святителю, сохранившаяся в списках ХIIІ—ХVI вв. и составленная Ростовским епископом Иоанном, занимавшим Ростовскую кафедру с 1190—1214 г., современником и близким знакомым епископа Симона Владимирского, утверждая, согласно с житием, греческое происхождение святого Леонтия: "от царского града, якоже солнце, граду Ростову воссиял еси", в то же время говорит: "ты из млада Христа возлюбил еси, кумир возглумився и мерзких идослужений, храм себе освятил еси" (стихира на хвалитех), и тем самым указывает на русское происхождение его. В списках жития 4-й редакции и в прологе о святителе Леонтии сказано: "Российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть". Итак святой Леонтий был по происхождению русский, уроженец Киева или ближайшего к нему города, крещен еще во младенчестве ("освящен от пелен, от младых ногтей"), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава, взят "в научение книжное" ("книгам российским сказатель от юности бысть"), с целью возведения со временем в духовный сан ("тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят"). Благодаря школьному воспитанию и книжному научению, св. Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, нужно думать, и был пострижен в монашество.

По возвращении из Константинополя он пришел в Печерскую обитель к преподобному Антонию, что было не ранее 1032 г., откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую, как русский образованный монах, и рукоположен во епископа, "как первый престольник" из иноков печерских, прежде 1051 г., когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженник Киево-Печерского монастыря — Иларион.

В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за христианскую веру, так как Ростов, по смерти святого Бориса Владимировича, долго не имел собственных удельных князей, и хотя в 1054 году, по смерти Ярослава І-го, через три года по прибытии св. Леонтия в Ростов, последний достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, но Всеволод жил во все время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провел в делах ратных или около своего отца. Правда, первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, "дивная и великая" по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Богоматери еще во дни св. Владимира, в 991 году, и при ней учрежден клир церковный, но христиан было весьма мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Иларион с бесчестием изгнаны были из города.

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, св. Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира церковного.

Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях "поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец" (изд. в "Московских Епарх. Ведомостях" 1878 г., №№ 24, 25 и "Ярославских Епарх. Ведомостях" за тот же год, № 12). Впрочем, проф. Н. Никольский говорит, что в большинстве списков это поучение приписывается митрополиту Кириллу (до 1280 г.). Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унес с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей "видеша великого Леонтья . . . свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею". Одновременно с "наказанием" клириков, св. Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам — язычникам из многолюдного племени дикой Чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города.

Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя св. архистратига Михаила.

Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с медом. С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей. Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. "Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его". Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу.

Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мертвые, лежали на земле у ног святителя.

Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли св. веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. Тогда начал отходить от нас мрак идольский, и воссиял свет благоверия", говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним — он скончался в мире, по другим — был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 г., другие полагают, что он убит в 1073 г. Е. Голубинский же говорит, что он скончался около 1077 года. Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первою и второю редакциями послания св. Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия.

И Ростовский епископ Иоанн в своем каноне святителю прославляет св. Леонтия, как преблаженного и преподобного, но не как мученика.

Да и в службе сему святителю, составленной одновременно с каноном и, всего вероятнее, тем же епископом Иоанном, весьма ясно говорится о мирной кончине его: "не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим" (стихира на "Господи воззвах" на великой вечерне).

Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме г. Ростова, а обретено нетленным в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн установил празднование святителю в день обретения мощей его — 23 мая. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 года; в этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.

В 1609 году литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи св. Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою.

В 1800 году усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная в недавнее время бронзовым изящным золоченым балдахином.

Во время последней реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году "Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия". В. Ключевский, "Древнерусские жития святых как исторический источник", М., 1871 г., стр. 3—22. — Макарий, "История Русской церкви", т. II, изд. 3-е, СПб., 1889 г., стр. 23—24, 315—317. — Е. Голубинский, "История Русской церкви", 1-я половина І тома, стр. 201, 202 и 757, 2-я половина І тома, стр. 433. — Его же, "История канонизации святых в Русской церкви", М., 1903 г., стр.60—61. — А. Ковалевский, "Святитель Леонтий, епископ Ростовский, чудотворец" ("Душеполезное Чтение" за 1885 г., май, стр. 44—66). — И. Заозерский, священник, "Святый Леонтий, епископ Ростовский" ("Ярославские Епархиальные Ведомости", за 1889 г., № 29). — Н. К., "Жития Ростовских угодников Божиих" ("Ярославские Епархиальные Ведомости" за 1875 г., №№ 11, 12, 17, 18). — Неизвестного автора статья: "Св. Леонтий, епископ Ростовский" ("Ярославские Епархиальные Ведомости" за 1888 г., № 41, стр. 641—656, № 42, стр. 657—660, №43, стр. 673—686, № 45, стр. 705—715). — В. Т—й, "Нечто о времени епископства святителя Леонтия Ростовского" ("Ярославские Епархиальные Ведомости", 1892 г., № 33). — Н. Барсуков, "Источники русской агиографии". — Н. Никольский, "Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (Х—XI в.)". Корректурное издание, стр. 210—211. — М. Толстой, граф, "Святыни и древности Ростова Великого", М., 1866 г., стр. 34—35. — "Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви", СПб., 1836 г., стр. 167—168. — И. Срезневский, "Древние памятники русского письма и языка (Х—XIV веков)", 2-е изд., 1882 г., стр. 120, 142. А. Никольский. {Половцов} Леонтий, епископ ростовский — епископ ростовский, поставленный на эту кафедру из иноков Печерского монастыря, вероятно, не позже 1051 г. В Ростове в это время преобладало еще язычество.

Л. обратил особенное внимание на детей; сам наставлял их в истинах веры, сам и крестил, хотя родители наносили ему за то побои и угрожали смертью.

Своею кротостью и твердостью он достиг, наконец, обращения в христианство и взрослого населения Ростова.

Скончался, как полагают, ранее 1077 г. Мощи этого "апостола земли ростовской" обретены 23 мая 1164 года; с 1609 года почивают под спудом.

В рукописном сборнике "Житий и поучений XV и XVI вв.", принадлежавшем покойному еп. угличскому Амфилохию, сохранилось "Поучение и наказание еп. ростовского Л. к попам о всем, как подобает дети свои духовные учити и опитемья им давати по заповедем и по правилам св. отец". Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия.

В нем говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

К. Д. Г. {Брокгауз} Леонтий, епископ Ростовский — священномученик, епископ Ростовский. † 1073; память 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.

О происхождении святителя существуют различные мнения.

Одни считают его русским, другие греком.

Эти разногласия некоторые из историков объясняют следующим образом.

Леонтий в молодости получил хорошее начальное образование, а затем был послан продолжить свое образование в Константинополь.

Это обстоятельство послужило основанием предположения о его греческом происхождении.

Полагают, что и монашество он принял в Константинополе.

Около 1032 года возвратился в Россию и пришел в Киево-Печерский монастырь к преподобному Антонию, откуда был призван к епископскому служению.

Около 1051 года (или в 1054 году) хиротонисан во епископа Ростовского.

Епископ Владимирский Симон называет его "первопрестольником", так как Леонтий первый из киево-печерских иноков возведен во епископский сан. Трудный путь предстояло пройти святителю в Ростове.

Там еще господствовало язычество.

Закоренелые ростовские язычники не хотели и слушать евангельского слова святителя.

Однако святитель не падал духом. Поселившись при соборном храме, он прежде всего занялся просвещением клира церковного.

В назидание клиру им было написано "Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец". Одновременно с "наказанием" клириков святитель Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам-язычникам из многолюдного племени дикой чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их. Несколько раз его прогоняли от себя, потом совсем изгнали из города.

Тогда он построил за городом небольшой храм во имя Архистратига Михаила.

К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой.

Дети охотно шли к нему, он учил их началам христианской веры и крестил.

За детьми приняли христианство и некоторые их родители.

Успех его миссионерской деятельности ожесточил сердца ростовских язычников, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися по его приказанию в священные одежды, вышел из храма к народу.

Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и как мертвые лежали на земле у ног святителя.

Помолившись Господу, святитель Леонтий восстановил их и исцелил.

По увещанию его они приняли святую веру и крестились.

С того времени Церковь в Ростове стала расти. О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы.

По одним источникам, он скончался в мире, по другим — убит толпою язычников.

Одни относят дату кончины к 1070 году, другие — к 1073 году. Профессор Е. Е. Голубинский считал, что он скончался около 1077 года. Тело святителя было погребено в Ростове Великом, в церкви Пресвятой Богородицы.

Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия.

В руках у него лежал свиток с именами посвященных им иереев и диаконов.

Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения.

Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном († 1214). Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию.

До 1609 года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.

Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/ 28 июля). Труды: Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец // Памятники древнерусского канонического права // Под ред. А. С. Павлова. — СПб., 1908, — Ч. 1 (Памятники XI-XV вв.). См. также: Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т. — СПб.-Л., 1872—1927; 1908. — Т. 6, стб. 111—116. Литература: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых, как исторический источник. — М., 1871, с. 3—22. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 2, с. 23—24, 315—317. Титов А. А. Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского. — М., 1893. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 141. Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (X—XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями. — 2-е изд. — СПб., 1882, с. 120,142. Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X— XI вв). — СПб., 1906, с. 210—211. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 1-е изд. — СПб., 1836, с. 167—168. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 323—329. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. — М., 1900—1911. — Т. 1, первая половина, с. 201, 202, 757—758; вторая половина, с. 433. Каманин И. М. Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость. — Киев, 1914, с. 40—42, 133,137,139. Архангельский Н. В. Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве. — Киев, 1915, с. 15. Димитрий (Самбикин), архиепископ.

Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902. — Вып. 9, ч. 2, май, с. 123—129. Едлинский М. Е., священник.

Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 1-е изд. — СПб., 1895, с. 143—145; 4-е изд. — СПб., 1901—1903. — Т. 1, с. 148—151. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. — 2-е изд. — М., 1860, с. 25, 33, 34, 35 и прим. 13. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 47—49. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810—1880): Биографический очерк. — М., 1881, с. 335 (примеч.). Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1417. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 329. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 391. Леонид (Кавелин), архимандрит.

Святая Русь. — СПб., 1891, № 615. Ярославские епархиальные ведомости. — 1892, №33. — 1888, № 41, с. 641—656; № 42, с. 657—660; № 43, с. 673—686; № 45, с. 715. —1889,№29. Душеполезное чтение. — М., 1885, май, с. 44—66. Православный собеседник. — Казань, 1858, март, с. 420—431; февраль, с. 297, 318. — 1898, октябрь, с. 484. — 1901, май, с. 302—303. Исторический вестник. — СПб., 1886. — Т. 23, с. 76. Известия по Казанской епархии. — 1885, № 7, с. 144. Русский паломник. — 1911, № 22, с. 347. Леонид (Поляков), архиепископ.

Святитель Леонтий, епископ Ростовский // Журнал Московской Патриархии. — М., 1964, № 6, с. 66—68. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1519. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 10, с. 221—223. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 22. Минея май. — М., 1987. — Ч. 3, с. 20—21. Творогов О. В. Леонтий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 229—230. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 2, с. 137—138.