Лесовский Степан Степанович

— адмирал русского флота; родился в 1817 г. во Франции, в гор. Ретете, Арденского департамента, умер 26 февраля 1884 г. в Петербурге.

Первоначальное образование он получил дома, а затем поступил в Морской кадетский корпус, каковой и окончил в 1835 г. с производством в мичманы.

В 1839 г., окончив курс офицерских классов при корпусе, он поступил в практическую школу адмирала М. П. Лазарева и совершил в том же году несколько плаваний на черноморских судах. Немного спустя, он участвовал в крейсерстве у берегов Кавказа и под командой Истомина плавал в Средиземном море. С 1851 по 1853 гг. Лесовский плавал уже в звании командира сперва брига "Язон", а затем фрегата "Кулевчи", с которым участвовал в выслеживании турецкого флота. В 1853 г. он был вызван в Петербург и ушел на фрегате "Диана", для подкрепления эскадры вице-адмирала Путятина, в Тихий океан. Этот переход он совершил весьма удачно, несмотря на то, что ему приходилось проезжать ряд враждебных тогда нам французских и английских портов.

В следующем году, когда "Диана" вследствие землетрясения на Симодском рейде погибла, Лесовский был отправлен на купеческой шхуне в Камчатку для подкрепления своей командой Петропавловского гарнизона, но так как порт был уже оставлен войсками, он вынужден был направиться в Николаевск на Амуре. Здесь он своей распорядительностью много содействовал эскадре Завойко и вскоре был назначен начальником строившихся здесь батарей и командиром сводного экипажа.

В 1856 г. Лесовский был вызван в Петербург и в чине капитана уволен, а затем переведен на службу в коммерческий флот, для организации только что образовавшегося тогда русского общества пароходства и торговли.

В 1858 г. Лесовский был назначен капитаном над Кронштадтским портом, а четыре года спустя предпринял путешествие в Америку с особо важным поручением по кораблестроению.

Вернувшись оттуда, он стал горячим защитником броненосного флота и написал по этому поводу небольшую статью: "Замечания на статью United Service Gazette: о результатах испытания броненосцев" ("Морск. Сб." 1863, № 8, стр. 444—452). В 1863 году Лесовский был назначен капитаном над Петербургским портом, где уже начали строиться броненосные суда и мониторы, и в том же году его назначили младшим флагманом балтийского флота с производством в контр-адмиралы и послали в Сев. Америку командиром эскадры, состоявшей из трех фрегатов: "Ослябя", "Александр Невский" и "Пересвет", двух корветов: "Варяг" и "Витязь" и 1-го клипера "Алмаз". Неожиданное появление русской эскадры у берегов Америки произвело сильное впечатление в Западной Европе и послужило упрочением нашей дружбы с Сев. Америкой.

Лесовскому был оказан дружеский прием, и в честь его приезда на банкете произносились соответствующие речи, а в память пребывания русской эскадры в водах Сев. Америки была даже издана брошюра: "Complimentari Banquet given bi thе City Council of Boston to Rear — admiral Lesoffski and the officiers of the Russian Fleet at the Revere — House", 7 june 1864. Boston. В этом же году, по возвращении в Россию, Лесовский был назначен начальником судов в Средиземном море и зачислен в свиту государя.

Затем он состоял при чрезвычайном северо-американском после Фоксе, с назначением сначала помощником, а потом и главным командиром в Кронштадте.

Кроме всевозможных улучшений в морской части, он много содействовал улучшению и города.

Так, при нем в городе появился водопровод, газовое освещение и пр. В 1869 г. Лесовский был произведен в генерал-адъютанты, а два года спустя получил назначение помощника управляющего морским министерством.

По смерти управляющего министерством, адмирала Краббе, он занял его место, но по случаю возникших в 1880 г. недоразумений с Китаем оставил эту должность и был назначен начальником Тихоокеанской эскадры, стоявшей тогда у Китайских берегов, с зачислением в члены Государственного Военного Совета.

В 1881 г., по пути из Владивостока, он выдержал на крейсере "Европа" сильный шторм, во время которого был сшиблен волной и сильно повредил себе ногу. В этом же году он был произведен в адмиралы и, вернувшись в Россию, взялся за возложенное на него трудное дело по пересмотру и обработке морского устава.

Однако расстроенное его здоровье не позволило ему долго заниматься, и 13 февраля 1884 г., согласно прошению, его освободили от возложенных на него обязанностей. "Всемирная Иллюстрация", 1884, № 79, стр. 197. — "Нива", 1880, № 47. — "Петербургская Газета", 1880, № 118. — Барсуков, "Жизнь и труды Погодина", т. ХХI, стр. 200. — "Русский Архив", 1887 г., кн. II, стр. 129; 1892, кн. II, стр. 126, 145, 259, 266, 269, 275, 295, 296. — "Русская Старина", 1887, январь, стр. 48—74; 1909, январь, стр. 76, 80—84; февраль, стр. 432, 435; март, стр. 625, 626, 630; май, стр. 238, 269. — "Исторический Вестник", 1883, т. II, стр. 601. — "Морской Сборник", 1863, № 8, стр. 176, 177; № 11, стр. 1—8; 1864, № 3, стр. 54—56, № 11, стр. 1—4; 1865, № 6, стр. 1—25. А. Е—ий. {Половцов} Лесовский, Степан Степанович — вице-адмирал, генерал-адъютант, управляющий мор. мин-ством с 1876 по 1880 г. Сын ком-pa Кинбурнск. драг. п., входившего в состав рус. оккупац. армии, Л. род. во Франции в 1817 г. Воспит-к мор. кадетск. корпуса, который окончил в числе первых, в 1833 г. произв. в гардемарины.

В 1839 г. в чине лейт. перев. в черномор. флот, в котором прослужил 14 л., командовал бригом "Язон" в заграничн. плавании и фр-том "Кулевча". В 1853 г. по ходат-ву адм. Путятина, отправлявшегося с отрядом в Японию, Л. был назначен командиром фр-та "Диана". Выйдя из Кронштадта, не заходя ни в один из европ. портов, обогнув м. Горн, Л. пришел к берегам Японии.

Здесь 11 декабр. 1854 г. на рейде Симода вследствие сильн. землетрясения, почти уничтожившего город, фр-т Л. погиб. Под руководством Л. была построена шхуна "Хеда", на которой часть экипажа перешла на Амур. Другая часть с кап. Л. на зафрахтованном купеч. судне была отправлена в Петропавловск в предположении усилить находившиеся там наши команды.

Но Петропавловск был уже нами покинут, и Л. поэтому перешел в Николаевск-на-Амуре. В Амурск. лимане бриг, на котором находился с командой Л., стал на мель и был снят с нее лишь благодаря распорядит-сти Л. и самоотверженности команды, на своих плечах, по грудь в воде, завезшей тяжелый стоп-анкер. В Николаевске Л. был назначен командиром сводного экипажа, составленного из команд фр-тов "Паллада", "Диана" и "Аврора", и начальником берег. батарей.

В 1857 г. Л. вернулся по суше через Сибирь, в Петербург.

Прослужив некоторое время в возникшем тогда обществе пароходства и торговли, Л., по личному избранию г.-адм. Вел. Кн. Константина Николаевича, был назначен кап-ном над Кронштадт. портом.

В этой должности ему пришлось много поработать над укомпл-нием, вооружением и снабжением многочисл. судов, отправлявшихся в то время в ряд заграничных плаваний.

В 1862 г. для выяснения дост-в бронен. судов типа "Монитор" Л. был командирован по Высоч. повелению в Северную Америку.

Резул-том поездки была постройка мор. ведомством ок. десятка этого рода судов для Балт. моря. В 1863 г. Л-му, произведенному в контр-адмиралы, было доверено выполнение поручения больш. госуд. важности — команд-ние отрядом судов, секретно сосредотачиваемых у вост. берегов Сев. Америки с целью политич. и стратегич. воздействия на враждебную нам коалицию европ. держав.

Выполнив с чрезвыч. успехом это поручение, Л. удостоился Выс. одобрения и был зачислен в свиту Гос-ря. В 1864—1865 гг. командовал отрядом судов в Средиземн. море, а в 1866 г. назн. гл. командиром Кронштадт. порта и в этой должности пробыл 6 лет. При Л. были произведены существенные улучшения быта команд, устроены водопроводы, газовое освещение, хлебопекарни, помещения для семейн. нижн. чин. и т. п. В 1869 г. Л. был назначен генерал-адъютантом и сначала помощником управляющего (адм. Краббе), а с 1876 г. и управляющим мор. мин-ством. В 1880 г. Л., по выраженному им самим желанию, был отчислен от последней должности и назн. чл. Гос. Сов. и одновременно глав. начальником наших мор. сил в Тихом океане.

Держа свой флаг на кр. "Африка", он во время шторма получил опасный перелом ноги и вынужден был возвратиться в СПб. Умер в 1884 г. В должности управляющего мор. мин-ством он являлся ближайш. помощником генерал-адм. Вел. Кн. Константина Николаевича в его трудах по орг-зации мор. ведомства и по постройке флота. Отказ его от этой должности, по-видимому, был принципиальным и, во всяком случае, свидетельствует, что Л. не принадлежал к числу ординарн. честолюбцев.

Как человек Л. совмещал в себе противоположные кач-ва: имея в сущности не злое сердце, он даже в те времена приобрел репутацию исключительно жестокого кап-на. На кораблях, которыми он командовал, матросы изнемогали под тяжестью беспощадн. телесн. наказаний и кулачн. расправы как самого кап-на, так и его офицеров.

Даже терпеливые и кроткие рус. команды того времени не выдерживали невыносимого существования: на фр-те "Диана" в загранич. плавании были попытки к возмущению, крики матросов с марсов во время работ по адресу Л. "За борт его" и т. п. Однажды ночью, в океане, команда "Дианы" выбежала наверх с целью привести в исполнение свои угрозы, и только находчивость старш. офицера фр-та И. И. Бутакова, скомандовавшего "К повороту", дала возм-сть предупредить преступление и принять меры, дабы оно не м. повториться в будущем.

Случай этот описан в морских рассказах Станюковича, без упоминания имен корабля и героев печал. истории.

В "Мор. Сб." в 1854 и 1863 гг. помещены статьи Л.: "Выписка из письма с фр-та "Диана"" и "Замечания на статью Unit. Service Gazette о резул-тах испытания брон-цев". {Воен. энц.} Лесовский, Степан Степанович генер.-адъютант, адмирал, упр. Мор. мин., член Гос. сов.; род. 1817 г.; † 26 февр. 1884 г. {Половцов}