Наумович Иоанн Григорьевич

— протоиерей, писатель.

Н. родился в Галиции 14-го января 1826 года и был сыном народного учителя, под руководством которого и получил первоначальное образование, которое продолжил в Львовской гимназии и в униатской семинарии.

В 1848 году он примкнул было к польской партии, за что был исключен из семинарии, но вскоре отстал от партии и снова поступил в семинарию, курс которой окончил в 1851 году. Еще в семинарии он пробовал писать книжки для народа на русском языке, хотя и не владел им еще вполне свободно.

Будучи священником, он завел у себя образцовое хозяйство и через несколько лет собственным примером, постоянными беседами и советами сумел не только научить крестьян хозяйству, но и положил прочное основание садоводству и пчеловодству во всех окружных селениях.

В то же время он не прекращал и своей литературной деятельности, сотрудничая в зарубежных русских изданиях, преимущественно в "Слове", и выпуская отдельными изданиями свои брошюрки по сельскому хозяйству, повести, рассказы и стихотворения.

Вступив тотчас по окончании курса семинарии в члены народно-просветительного общества галицко-русской Матицы, основанной в 1848 году, Наумович сделался одним из самых ревностных и деятельных ее членов, и большая часть его книжек была издана этим обществом.

Все литературные труды его до 1861 года вышли затем отдельной книгой под заглавием "Повести и песни Ивана Наумовича" (Львов, 1861 года). Сюда вошли его рассказы и повести: "С Богом", "Наше поле", "Зерна", "Земля наша мати", "Максим богач", "Або — Божии суды", "Беседа Степана Сторазумова о сельском хозяйстве" и многие другие, а также ряд стихотворений и песен, из которых многие переведены и напечатаны Н. В. Гербелем в его книге "Поэзия славян.

Кроме газеты "Слово", Наумович сотрудничал в газетах "Славянская Заря", "Червонная Русь", в журнале "Учитель" и редактировал одно время журнал "Неделя". В 1871 году он основал в Львове простонародную (первую в Галиции) газетку "Русская Рада" и в том же году там же журнал "Наука", который преследовал главным образом нравоучительные цели. Из рассказов, напечатанных Наумовичем в "Науке", особенной популярностью пользовались: "Отец Феодор", "Заветные тополи", "Не в грошах счастье", "Онуфрий Грушкевич" и многое др. Некоторые из этих рассказов, как, напр., "Онуфрий Грушкевич", были переведены на иностранные языки. Вот какую характеристику Наумовича, его "Науки" и вообще его деятельности дает известный редактор-издатель "Галицкой Руси" и "Галичанина" Авдыковский: "Кто не знает, — пишет Авдыковский, — основанного им (Наумовичем) журнала "Наука", — она подняла народ интеллектуально, из "Науки" научается народ любити свою землю, в чести имети труд, жити тверезо, осушовати мочары (болота), мяти пашу (пашню), закладати сады, разводити пасеки... Основанная им же газета "Русская Рада" и затем славянское общество Качковского, особенно же последнее, были венцом деятельности Наумовича... Наумович есть творец галицко-русской энциклопедической литературы, составляющей эпоху в литературном и культурном развитии галицко-русского народа". Вынужденный преследованием польской партии за свою приверженность к России и за присоединение к православию оставить Галицию, Наумович, хотя и передал издание и редакцию "Науки" Д. M. Козарищуку, но до самых последних дней своей жизни по-прежнему продолжал руководить этим журналом и по-прежнему же был одним из самых деятельных его сотрудников.

В то же время он стал работать и в некоторых русских духовных изданиях, в которых своими статьями знакомил с положением галицко-русского народа.

Сверх того, в России Наумовичем были составлены "Народные календари" на 1890 и 1891 годы, изданные св. синодом, последним же была издана и его книга для чтения о сельском хозяйстве.

Затем Н. были изданы брошюрки: "Как в простоте люди живут" (СПб., 1889 г.), "Христианские добродетели" (СПб., 1889 г.), "Послание к русским пчеловодам", "Какой улей рамочной системы могут заменить на юге России старые дуплянки", "Исторический очерк уний" (Киев, 1889 г.), "Червонная Русь, ее прошлое и настоящее" (Киев, 1890 г.). Затем уже после смерти Наумовича, в 1894 году в "Приходской библиотеке", переложенные на русский литературный язык были напечатаны следующие его повести: "Заветные три липы", "Сироты", "Псалтырник" и "Четыре путеводителя доброй жизни". Свою борьбу с католическим духовенством он начал вскоре после получения священнического сана. Возмущаясь системой политического порабощения народа посредством церкви, он вначале, однако, не высказывался за присоединение к православию и только в длинном ряде глубоко обдуманных, основанных на неопровержимых исторических источниках статей, начатых печатанием еще в "Слове", доказывал необходимость очищения греко-восточного обряда Галицко-Русской униатской церкви от латинско-польских примесей.

Эта проповедь Наумовича была встречена очень сочувственно и вскоре поднялось и разлилось широкой волной по всей Галиции новое движение: "прочь от Рима", во главе которого и стал Наумович.

Взволнованные этим движением, захватывавшим все более и более широкие круги, поляки и иезуиты донесли и в Рим, и в Вену. По настоянию папы тогдашний митрополит униатский Григорий Якимович наложил на Наумовича епитимью, объявил ему выговор и запретил дальнейшую проповедь в том же направлении.

Но Наумович продолжал и как священник, и как член рейхстага энергично очищать церковные обряды от латинских искажений и отстаивать права русаков на самобытность.

Это раздражало иезуитов и они решили обвинить его в государственной измене.

Случай к этому скоро представился.

Униатские поселяне Малых Гнилищ, приписанные к приходу Больших Гнилищ, в 1882 году сверх того были обложены еще налогом в пользу католического прихода Великих Гнилищ.

Униаты платить этот налог отказались, и между ними началось брожение.

Наумович всячески старался поддерживать униатов и даже советовал им присоединиться к православию.

Об этом было донесено правительству, и Наумович со многими близкими ему людьми был арестован, посажен в тюрьму и отдан под суд, который признал его виновным в государственной измене и приговорил к восьмимесячному тюремному заключению.

По выходе из тюрьмы Н. был лишен прихода, а папа отлучил его от церкви.

На это Я. ответил апелляцией к высшему униатскому духовенству, в которой на основании церковно-исторических документов изложил историю и права русской церкви в Галиции, охарактеризовал свою пастырскую деятельность.

Униатское духовенство, боясь Рима, не рискнуло ничего сделать в пользу Н., и он решил выполнить давно уже задуманное намерение — присоединиться к православию, что и сделал 6-го октября 1885 года в Львовской православной церкви.

После этого оставаться ему в Галиции было невозможно, и в 1886 году Н. переселился в Россию и жил преимущественно в Киеве, стараясь помогать своим землякам: (между прочим, он поддержал галицко-русский народный банк). В конце 1880-х гг. галицкие русины, побуждаемые притеснениями поляков и заманчивыми обещаниями агентов-евреев, стали массами эмигрировать в Бразилию;

Н., желая направить эмиграцию в Россию, на Кавказ и получив разрешение правительства, весной 1891 года отправился выбирать места для будущих колоний галичан.

Выбрав их и законтрактовав, он отправился обратно в Киев, но по дороге скоропостижно скончался в Новороссийске 4-го августа 1891 года, на 66 году от рождения.

Тело его перевезено в Киев и там погребено на кладбище Николаевского монастыря, на Аскольдовой могиле, где в 1894 году ему поставлен памятник С.-Петербургским Славянским Обществом.

Кроме литературной деятельности и борьбы с иезуитами и католическим духовенством, Наумович приобрел широкую известность как экономист, причем все его финансово-экономические проекты имели неизменной целью поднятие благосостояния галицких русин. Пользуясь одобрением, а иногда и поддержкой И. А. Вышнеградского (впоследствии министра финансов), он ревностно пропагандировал устройство ссудосберегательных касс и товариществ, общественных магазинов и основал галицко-русский народный банк. Наумовичу же обязаны своим возникновением и многие братства трезвости, литературно-издательское общество имени Качковского, основанное в 1871 году и около 150 сельских читален-библиотек. "Прибавление к "Церк. Вед" 1891 г., № 32; "Церк. Вестник" 1891 г., №№ 33 и 35; "Истор. Вестн." 1891 г., октябрь; "Русское Обозрение" 1893 г. №№ 7 и 8, ст. свящ. И. Соловьева; "Донск. Епарх. Вед.", 1891 г., стр. 728—730; "Энциклопедический Словарь" изд. Брокгауза и Ефрона, т. 20; Календари на 1892 г.: Русский и Всеобщий; "Рус. Вестник", 1889, № 4; "Нов. Время", 1891, №5541. {Половцов} Наумович, Иоанн Григорьевич (1826—1891) — известный галицко-русский общественный деятель и писатель для народа; род. в сильно ополячившейся семье народного учителя; в 1848 г. примкнул к польскому движению, но вскоре отрешился от всяких польских симпатий.

Окончив курс в львовской духовной семинарии, был униатским священником в разных сельских приходах.

Сам образцовый сельский хозяин, знаток и любитель пчеловодства, он учил своих прихожан рациональному ведению хозяйства, проповедуя, что только знание и труд земледельца может поднять благосостояние народа, а вместе с тем и сохранить его самобытность.

Он сотрудничал в галицко-русских журналах и газетах, составлял книжки для народа по сельскому хозяйству, писал стихотворения, главным образом дидактического характера, и повести, которые в 1861 г. вышли отдельной книгой: "Повести и песни Ивана Н.". Здесь, как и в позднейших повестях своих, Н. изображает быт сельского духовенства и крестьян Галиции, идеализируя их взаимные отношения.

Некоторые из повестей Н. ("Заветные три липы", "Сироты", "Псалтырник", "Четыре путеводителя доброй жизни: страх Божий, мудрость, трезвость, труд") переложены на русский литературный язык и изданы для народного чтения в составе "Приходской библиотеки" (1894); рассказы эти не свободны от национальной исключительности, от слепой ненависти к полякам и евреям.

Н. пропагандировал устройство ссудосберегательных касс, братств трезвости, общественных магазинов; особенно успешна была его деятельность по организации сельских читален (см. Галицко-русское движение).

Он был также инициатором литературно-издательского общества имени М. Качковского (см.). В 1871 г. он основал в Львове первую в Галиции собственно простонародную газету "Русская Рада" и журнал "Наука", также предназначенный для народа.

Один из виднейших представителей старорусской или "москалефильской" партии в Галиции, Н., в качестве члена рейхсрата, отстаивал право русинов на самобытность, а в качестве униатского священника стремился к очищению церковного обряда от латинских искажений.

В 1882 г. Н., по поводу одного мелкого церковно-общественного недоразумения, признан был виновным в государственной измене и приговорен к 8-месячному тюремному заключению.

Вслед за тем папа отлучил его от церкви, обвинив в приверженности к схизме, т. е. к православию.

Н. ответил апелляцией (напечатана и в России в 1883 г.), в которой излагал историю и права русской церкви в Галиции и характеризовал свою 30-летнюю деятельность; но апелляция не изменила отношений к нему высшего униатского духовенства.

Лишенный сана и прихода, Н. в 1885 г. присоединился во Львове к православию и переселился в Киев, продолжая руководить "Наукой", издание которой было перенесено в Вену, и писать для народа.

Он был назначен сначала епархиальным миссионером для борьбы со штундой, затем приходским священником в село Борщаговку, близ Киева. В последние годы своей жизни Н., возведенный в сан протоиерея, оставил приход и всецело предался литературной деятельности.

И прежде всегда писавший великорусским литературным языком, с сохранением лишь некоторых слов и оборотов народной речи русинов, Н. в России стал писать и для чтения русского народа.

Между прочим, им составлены изданные св. синодом "Народные календари" на 1890 и 1891 гг. Более подробное изложение этих календарных статеек предложено Н. в особой книге для чтения о сельском хозяйстве, которая издана св. синодом в 1891 г. Отдельными книжками изданы и некоторые литературные приложения этих календарей: "Как в простоте люди живут" (1889), "Христианские добродетели" (1889). Известно также его "Послание к русским пчеловодам" и книжка "Какой улей рамочной системы может заменить на юге России старые дуплянки". Н. принадлежат также: "Исторический очерк унии" (Киев, 1889), "Червонная Русь, ее прошлое и настоящее" (Киев, 1890) и др. Эмиграционная горячка, охватившая Галичину и увлекшая массу русин в Бразилию, вызвала у Н. мысль направить эмиграцию на Кавказ, для чего он сам отправился туда, но на обратном пути † в Новороссийске.

Н. похоронен в Киеве, на кладбище Николаевского монастыря, на Аскольдовой могиле, где ему в 1894 г. поставлен памятник спб. славянским благотворительным обществом.

Ср. свящ. И. Соловьев, "О протоиерее И. Г. Н." (М. 1893 — из "Русского Обозрения", №№ 7 и 8). {Брокгауз}