Никифоров Николай Матвеевич

— артист московской труппы Императорских театров.

Н. род. 31-го мая 1805 г. в Мценске Орловской губернии, умер в Москве 23-го июня 1881 г. Детские годы Н. прошли в Москве, где отец его служил чиновником в Сенатском департаменте, а мать Мария Ивановна была артисткой Императорского театра на ролях чиновниц и деревенских барынь.

После кратковременного пребывания в Никитском начальном училище мальчика Н. летом 1817 года поместили в число казеннокоштных воспитанников Московского театрального училища, так как он рано обнаружил страсть к театру.

Здесь он сблизился с будущими знаменитыми артистами П. Г. Степановым и Живокини.

Будучи воспитанником школы, Н. не раз выступал в детских ролях на сцене. В 1821 г. ему пришлось заменить заболевшего актера, игравшего роль подьячего Грабилина в "Семействе Старичковых", и этот спектакль имел для него решающее значение: с этих пор ему стали поручать более значительные роли: Климыча в "Богатстве" Кутейкина — в "Недоросле" и др. Тогда же определилось и его основное амплуа.

Выпущенный из школы в мае 1824 года на оклад в 600 рублей в год, Н. вступил в труппу почти вполне готовым артистом, и с этого времени начинается его служение драматическому искусству, продолжавшееся 57 лет. Первая сыгранная им большая роль — подьячего Грабилина — послужила прототипом для всех остальных его ролей. По словам А. Ярцева, "крапивное семя" всевозможных сортов, подьячие всех возрастов и наклонностей, мелкие чиновники и вообще "ловкие людишки", все, что в жизни стоит на задних планах, обладая вместе с тем характерными признаками, все это нашло в Никифорове своего изобретателя и толкователя.

Областью его были комедия и водевиль, где он создал целую галерею типов, и даже из ничтожных ролей, вроде г-на N. в комедии "Горе от ума", умел извлечь и представить материал для яркого образа.

К числу таких второстепенных ролей, десятки лет остававшихся в репертуаре Никифорова, принадлежит роль Кутейкина.

По словам критики, лицо Кутейкина доведено было им до возможной живости и правды.

Такой же художественной ролью была у него и роль подьячего в "Параше Сибирячке". По свидетельству современников, Никифоров был "человек крайне симпатичный, умный, добрый и находчивый, но робкого десятка". При всех положительных качествах Н. как артиста и как человека, его понимали плохо и мало ценили: публика часто относилась к нему безразлично. "Странная участь этого замечательного актера", говорит один критик 1860-го года: "имея в репертуаре своем много художественно исполненных ролей, он очень редко награждается рукоплесканиями и вызовами публики..." Было, однако, у Н. и немало почитателей.

Когда его заменили Федотовым в роли Бобчинского, в критике раздались протесты и требование не мешать московской публике "смотреть и насматриваться на одного из ее старых, неизменно верных ей и своему делу любимцев". 21-го мая 1874 года Никифоров отпраздновал полувековой юбилей своей артистической деятельности.

Выступил он в этот день в роли Бобчинского и в водевиле "Школьный учитель", в котором сыграл роль Галиматьяса.

Еще семь лет после юбилея до последних своих дней, т. е. до 23-го июня 1881 года, Н. служил сцене. Он умер на 77 м году жизни и похоронен в Москве, на Лазаревском кладбище, вблизи могилы Сандунова. "Драматический Альбом" Москва 1850; А. Ярцев, "Николай Матвеевич Никифоров, актер Московского театра" — биографический очерк в "Ежегоднике Императорских Театров". Сезон 1897—1898 гг., кн. 2-ая; "Искусство" 1860 г., №2; "Московск.

Ведом." 1861 г., № 110; 1862 г., № 99; 1874 г., № 126; "Антракт" 1866 г., №№ 15 и 40; 1867 г., № 18; "Голос" 1867 г., № 141 (статья С. П.) "Отечеств.

Зап." 1874 г., т. ССХІV, №№ 5—6, стр. 90—100; "Петерб.

Газета" 1874 г., № 79; "Современные Известия" 1874 г., № 128; "Русский Архив" 1876 г., кн. III, стр. 128: Заметка В. И. Родиславского: "Шрам на голове русского артиста (Н. М. Н-а)"; "Новое Время" 1881 г., № 1911; "Дневник Артиста" 1892 г., № 5, стр. 29—31 (Воспоминания M. H. Лаврова).

А. П. {Половцов} Никифоров, Николай Матвеевич (1796—1880) — известный актер, окончил курс в Московском театральном училище, сначала пел в опере, потом был переведен в московскую драматическую труппу и стал любимейшим комиком московской публики.

Его кругленькая, поворотливая фигурка, замечательно подвижное, смешное лицо и веселая скороговорка самым оживляющим образом действовали на публику и на игравших с ним вместе товарищей.

Лучшими в его обширном репертуаре были роли подьячих, в которых он не знал соперников.

Н. славился как каламбурист и острослов; много в этом отношении и теперь ходит о нем рассказов и анекдотов.

М. К. {Брокгауз} Никифоров, Николай Матвеевич (1796—1880) — арт. оперы (бас) и драмы. В 1824 выступал в труппе моск. Малого театра, с 1825 до конца 1860-х гг. —- в моск. Большом т-ре. 1-й исп. партий: Слуги ("Хлопотун, или Дело мастера боится"), Еврея ("Девкалионов потоп, или Меркурий-предъявитель"), Блума ("Аскольдова могила"), Семена ("Еще чудные встречи, или Суматоха в Сокольниках"), Налимова ("Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка"), Родригеда ("Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо"), Абдулы-Решида ("Багдадские пирожники, или Волшебная лампа"), Алеши Поповича ("Богатыри"); в моск. Большом т-ре — Кифара ("Леста, днепровская русалка"), Мовши ("Карантин"), Убада ("Три брата горбуны"), Исаака ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"); на рус. сцене — Торрибио ("Болтуны"), Жоль Гидяна ("Грузинки, или Женский бунт"). Партнеры: А. Бантышев, Петр А. Булахов, В. Живокини, Н. Лавров, А. Сабуров, Е. Семенова.

Пел п/у И. Иоганниса, Э. Мертена, И. Фельцмана, Ф. Шольца, И. Шрамека.

Никифоров, Николай Матвеевич комик, артист московской труппы, р. 1796 г., † 1881 г. 23 мая. {Половцов}